К Зорькину за деньгами
Конституционный суд начал проверять закон № 122-ФЗ, известный также как “закон о монетизации льгот”. Поводом стала жалоба муниципальных властей Твери: глава городской администрации и городская дума оспаривают 153-ю статью закона, которая запрещает снижать уровень социальной защищенности граждан. Проще говоря, не дает местным властям самостоятельно сокращать размер льгот, существовавших к моменту вступления закона в силу (1 января 2005 г.). По мнению тверских властей, этот запрет не позволяет им самостоятельно распределять собственные ресурсы. А значит, нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его собственных полномочий. Как отмечается в жалобе, реформа межбюджетных отношений основательно уменьшила объем собственных доходов муниципалитета, а сокращать расходы ему не позволяют. В 2004 г. тверские депутаты пересчитали размер родительской платы за содержание детей в детских садах, повысив ее с 313 до 858 руб. Областная прокуратура оспорила это решение, а Центральный районный суд Твери признал его незаконным.
Жалоба тверских властей – не попытка увернуться от исполнения социальных обязательств, утверждает их представитель, директор Центра правовой поддержки местного самоуправления Марина Якутова. “Просто мы хотим выяснить, где местным бюджетам брать деньги на гарантии, которые государство не субсидирует”, – поясняет она. По статистике, которой располагает центр, после раздела доходов и полномочий между уровнями власти подавляющее большинство органов местного самоуправления перешли в разряд дотационных. А доля собственных доходов в структуре бюджетов сократилась в среднем с 18% до 11%.
Представители исполнительной и законодательной власти в КС встали на защиту 122-го закона и его 153-й статьи. “Вот если бы ее не было, точно появились бы основания признать закон неконституционным”, – сказала представитель Госдумы Елена Мизулина, напомнив, что умалять права граждан по Конституции нельзя. А сенатор Юрий Шарандин объяснил, где брать деньги: “Органу местного самоуправления следует формировать бюджет с дефицитом, который впоследствии покрывается субвенциями из бюджета субъекта Федерации”. Начальник отдела судебной защиты Минфина Дмитрий Комягин бодро перечислил такие “механизмы устранения бюджетного дисбаланса”, как трансферты, субвенции и дотации. Но тут же оговорился: органы местного самоуправления должны еще доказать, что терпели убытки.
Не отсутствие денег, а необходимость постоянно просить их у Минфина вызывает недовольство на местах, полагает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Реформа по разграничению полномочий шла под лозунгом “надо четко разграничить полномочия и финансы”, напоминает он. Полномочия худо-бедно разграничили, а своих денег у регионов так и не появилось.