Металлургам тесно в России


В прошлом году крупнейшая в мире сталелитейная компания Mittal Steel стала еще крупнее, купив за рекордные $4,79 млрд украинскую “Криворожсталь”. И теперь планирует приобрести второго производителя стали в мире – Arcelor за $23 млрд. Рядом с таким гигантом остальные компании почувствовали себя маленькими – металлурги заговорили о том, что на их рынке наступила пора слияний. Похоже, лавры Mittal не дают покоя и владельцам российских “Евраза” и НЛМК.

Вчера Financial Times сообщила, что “Евраз” ведет переговоры об объединении с англо-голландской Corus Group. В “Евразе” и Corus от комментариев отказались, но о переговорах слышали и несколько инвестбанкиров, а президент Corus Филиппе Варин ранее подтвердил, что компания изучает возможность партнерства с иностранными производителями дешевых слябов. В России таковыми являются “Евраз” и НЛМК. Последний также интересовался возможностью партнерства с Corus, утверждают источники на рынке. Но директор по связям с инвесторами НЛМК Антон Базулев и представитель Corus Аннанья Сарин не стали комментировать эту информацию.

Впрочем, у Владимира Лисина есть более интересные задумки: он рассматривает возможность покупки крупного пакета акций Arcelor, рассказали “Ведомостям” несколько знакомых магната. Один из собеседников называет размер пакета – 15%. “Российских металлургов к крупным покупкам в Европе никто не подпускает. Лисин хочет переломить ситуацию и попасть в европейскую тусовку металлургических грандов”, – поясняет один из знакомых магната. Представители Лисина и Arcelor комментировать эту информацию не стали.

До сих пор российские металлурги интересовались более мелкими зарубежными покупками. В 2004 г. “Северсталь” купила активы Rouge Industries (США), а в 2005 г. – итальянскую группу Lucchini (выпускает 4 млн т стали в год). “Евраз” обзавелся чешской Vitкovice Steel (1 млн т) и итальянской Palini e Bertoli (360 000 т). В совокупности россияне потратили на это немногим более $1,2 млрд. На серьезные поглощения сил у них не хватало. Лишь Алишер Усманов в 2003 г. сумел стать крупнейшим акционером Corus (13,4% акций), но его представителю даже не дали войти в совет директоров, и в 2005 г. Усманов продал пакет за $614 млн, заработав более $300 млн.

Но в прошлом году Абрамов и Лисин капитализировали бизнес и теперь готовы стать глобальными игроками, говорит аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. Капитализация “Евраза” в понедельник была равна $8,7 млрд, а та же Corus стоит лишь $6,6 млрд. Капитализация НЛМК – $11,3 млрд, плюс у Лисина есть и собственные средства – лишь в 2005 г. от продажи акций и в виде дивидендов он получил почти $1,4 млрд. Правда, Arcelor стоит сейчас 20,33 млрд евро ($24,73 млрд). Значит, 15% могут обойтись примерно в $3,7 млрд.

“Лисин может еще и передумать, да и его самого в Arcelor могут не пустить, как не пускают Mittal”, – полагает инвестбанкир, пожелавший сохранить анонимность. А вот объединение “Евраза” и Corus, по мнению Пухаева, вполне возможно. “Сorus получила бы дешевые слябы, а “Евраз” – отличный рынок сбыта”, – считает он. “Но у Corus рентабельность в четыре раза ниже, чем у “Евраза”, – напоминает Владимир Катунин из “Атона”. Похоже, инвесторы об этом помнят – на новости об объединении с Corus GDR “Евраза” в Лондоне подешевели на 3,4% до $23,9 за штуку.