От соблазна до конфликта


Программа “Фотобиеннале-2006” традиционно пугает – больше 100 выставок, еще больше имен, тысячи фотографий, десятки площадок. Пока только один человек в этом изобилии ориентируется, потому что именно она его и организовала. Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова рассказывает “Ведомостям” о главных событиях месяца фотографии.

– Трудно было делать эту фотобиеннале, ведь вы уже показали, кажется, всех классиков и всех новых звезд?

– Только не спрашивайте, трудно ли, а то я заплачу. Это шестая биеннале и десятый год с начала традиции проводить в Москве весной большой фотопоказ с презентацией современных звезд и серьезной работой с фотографической историей. Эту биеннале делать трудно, мы действительно уже очень много показали. А золотое число лучших в каждое время неизменно – 7 плюс-минус 2. Так и в России, и в Америке, и в Исландии. А нам, конечно, хотелось показать звезд, биеннале приурочено еще и к десятилетию Дома фотографии.

– Какие темы взяты на этот раз?

– Как и раньше, всё строится вокруг трех тем, которые отражают природу фотографии и актуальны. Путешествие, соблазн и конфликт. Фотографы много путешествуют, самое страшное для них – замыленный взгляд. Соблазн – это то, что заставляет фотографа взять камеру в руки и то, что нас заставляет смотреть фотографии. Фото-образ, имидж, нас обольщает, очаровывает, овладевает нашим внимание. Мы не можем жить без визуальных впечатлений. Психологические опыты с мартышками показали, что обезьяна отказывается от еды, если ей открывают окошко в мир. А фотография как раз и позволяет нам в мир вглядываться. Тема конфликта, потому что ХХI век начался с конфликтов, которые казались давно похороненными историей – религиозных, национальных. И это трагедия, и это опасность, которая рядом с нами. Но каждая тема трактуется широко. Путешествие – не только в пространстве, но во времени и в воображении. Соблазн – это не только тело.

– Но тело, конечно, будет?

– Если о теле, то это прежде всего великолепная Бетина Реймс – один из сам главных гламурных фотографов. Она очень многому научилась у Хельмута Ньютона и после его смерти стала в этой области номером один. Но есть еще соблазны властью, деньгами, красотой, идеей. Тема будет драматизирована в разных аспектах. И конфликт может быть и метафизическим, и пластическим, но тут главное – военная фотография.

– Теперь, пожалуйста, о звездах.

– Традиционно мы показываем и классиков, и арт-фотографов, и стрит-фотографов, и современное искусство, которое работает с фотографией. Главная классика – это ретроспектива Брассая, самая большая из всех показанных, начинается с первых его снимков времен дружбы с сюрреалистами. И это, конечно, огромная выставка Себастьяна Сальгады, о которой я мечтала, потому что после смерти Картье-Брессона он стал главным из ныне живущих фотографов, его книги о военных конфликтах – самые издаваемые в мире книги фотографий. Загадка – но люди готовы смотреть на его эпические полотна. Это Кристин Шпенглер – когда видишь эту модную даму с макияжем, невозможно представить, что она 20 лет снимает войну. И мы показываем новых звезд, уже известных, но еще не забронзовевших, им от тридцати до сорока, и они определяют новый фотографический пейзаж. Это Стефан Кутюрье, который в Музее архитектуры (музей, наряду с манежами, Музеем современного искусства и Галереей Зураба Церетели, – главная площадка биеннале) показывает, как в старых мегаполисах рождаются новые образования, входящие в конфликт с городом. И делает это с невероятным фотографическим качеством. А нам на этот раз хотелось сделать парад-але именно фотографического качества. Фотография выходит на рынок, нас интригуют огромные цены на нее, но мы плохо представляем себе, какую тяжелейшую работу делают те, кто определяет хай-класс. Здесь не только удачный кадр, но серьезнейшая производственная работа, огромные инсталляции в разных техниках.

– Может, дальше пойдем коротко по национальным спискам?

– Голландское шоу безумно интересно, голландцы сейчас лидеры в мировой фотографии. Потрясающее путешествие в Китай будет на Арт-Стрелке – инсталляции, видео. Вообще, на этой биеннале очень много видео, потому что фотография – часть огромного мультимедийного потока, в который превращается современное искусство. Сильный блок шведских выставок, эта особая европейская фотография, иногда совершенно сумасшедшая. Чешское фото с ретроспективой Яна Саудека, тоже мировой звезды.

– Спасибо.

– Но мы еще со звездами не закончили. Нан Голдинг – абсолютный классик современного искусства, мы привозим ее огромную выставку. Еще один хит – Лоретта Люкс, немка, сделавшая американскую карьеру, создает воображаемые портреты, помещает реальных людей в прошлое и будущее, в ее работах есть какая-то непостижимость, тайна. Нам хотелось показать больше авторов с тайной.

– И последний вопрос...

– Но я еще ничего не сказала о замечательной русской программе...

– Вас не пугает перепроизводство визуальных образов, масштабы их потребления, наша зрительская развращенность?..

– У нас традиционно будет зрительский конкурс на лучшие фотографии о путешествиях, сделанные мобильным телефоном, мы наконец открываем школу фотографии... Я думаю, что, как это ни печально или прекрасно, язык нашего общения кардинально меняется. Общение с помощью новых технологий вытесняет традиционное языковое, даже общение с книгой. Мы можем этим возмущаться, бороться с этим, но для общения чрезвычайно важны интуитивные потоки. Люди начали это понимать, опыты показали, что даже контракты, написанные юридическим языком, выполняются интуитивно. Миром правит не логика, а подсознание. Визуальные образы – очень мощное коммуникативное средство. Визуальная метафора намного более емкий информационный носитель, чем словесное высказывание. Она адекватнее передает наше бессознательное, желания и тревоги, наше нутро.