Русские идут


На LSE обращаются акции британских и международных компаний, совокупная рыночная капитализация которых в конце 2005 г. составляла 4,1 трлн фунтов. Сделки с депозитарными расписками иностранных компаний, включенных в листинг основной секции биржи, учитываются в “Международной книге заказов” LSE. Сейчас в книгу входят GDR 20 российских компаний, в том числе “Газпрома”, РАО “ЕЭС России”, АФК “Система”, “Новатэка”, НЛМК, “Ростелекома” и др. По данным, которые LSE предоставила “Ведомостям”, в феврале на бумаги российских компаний (включая те, что номинально зарегистрированы в третьих странах, такие, как “Амтел”, “Евраз” и “Пятерочка”) пришлась львиная доля оборота – $12,8 млрд, или 62,1% от общего объема торгов расписками иностранных компаний.

Февраль можно считать знаковым месяцем для российского рынка. Именно в феврале прошлого года состоялось первое IPO российской компании на LSE: “Система” привлекла $1,35 млрд, получив рыночную капитализацию в $8,2 млрд. В 2005 г. из 17 IPO, проведенных в основной секции LSE международными компаниями, шесть были российскими, при этом наши компании привлекли более половины средств ($4,1 млрд из $8 млрд). “Мы ведем мощную маркетинговую кампанию по привлечению иностранных эмитентов. И у нас есть специальная команда, работающая с российскими компаниями”, – рассказывал “Ведомостям” в прошлом году председатель совета директоров LSE Крис Гибсон-Смит.

Всего первичное размещение акций в Лондоне провели 13 российских компаний, из них семь – в основной секции (в феврале 2006 г. “Комстар-ОТС” привлекла $1,06 млрд) и шесть – на Рынке альтернативных инвестиций (AIM), секции для небольших и новых компаний. В значительной степени благодаря этим семи компаниям (LSE собирает торговую статистику только по иностранным компаниям из основной секции) объем торгов российскими GDR чуть более чем за год вырос почти в четыре раза. В январе 2005 г., до включения в список “Системы”, оборот составлял $3,4 млрд, или 45,3% общего объема торгов GDR иностранных компаний.

Рост оборотов по российским бумагам объясняется и притоком денег иностранных инвесторов. По данным Emerging Portfolio Fund Research, с начала года нетто-вложения в международные фонды, ориентированные исключительно на Россию, превысили $1 млрд. Кроме того, средства в российские акции вкладываются через глобальные, региональные и BRIC-фонды. Январь стал рекордным месяцем для “лондонских” россиян: объем торгов составил $14,5 млрд, при этом оборот по депозитарным распискам “Газпрома” был $4,1 млрд, а “Лукойла” – $4,7 млрд. “Получается более $200 млн в день – я даже не ожидал столь высокого показателя. В начале года многие фонды увеличили вложения в российские бумаги, – говорит Кристиан Дэзэглиз, управляющий инвестициями на развивающихся рынках HSBC Halbis Partners. – Ликвидность всегда была проблемой для развивающихся рынков, и рост оборотов по российским акциям – хороший знак, рынок становится более глубоким”.

Вице-президент отдела продаж “Уралсиба” Александр Захаров тоже связывает январский всплеск активности с огромным притоком средств западных инвесторов. “Естественно, им проще покупать депозитарные расписки”, – говорит он.

Рост оборотов по бумагам “Газпрома” (в 2005 г. месячный объем торгов на LSE составлял $0,4–2,3 млрд) связан с либерализацией рынка его акций, отмечает Дэзэглиз, которые теперь без проблем могут занять место в портфелях иностранных инвесторов. А после того как в мае будет увеличен вес “Газпрома” в индексах MSCI (в результате чего возрастет и доля России в целом), в российские бумаги придут новые деньги фондов, ориентирующихся на эти индексы. Приток дополнительных средств обеспечат и новые IPO, уверен Дэзэглиз. Из новичков фондового рынка самый большой оборот в январе был по распискам “Евраза” ($612,3 млн), в феврале – “Новатэка” ($370,3 млн).

Брокеры и инвесторы в Москве и Лондоне внимательно следят за ситуацией на рынках друг друга. “Они часто ждут начала торгов в Лондоне и не торопятся торговать в Москве до полудня, – рассказывает Захаров. – Но сказать, что торги в Лондоне всегда определяют ситуацию на рынке в целом, нельзя, крупные московские сделки тоже могут двигать западный рынок. За счет возможности арбитража по многим бумагам оба рынка работают как один”.