Туристический рынок удвоится за десять лет


В этом году российская туристическая индустрия продала услуг на $12,4 млрд, подсчитал ВСТП в презентированном вчера в Москве докладе “Россия. Влияние туризма на рынок труда и экономику”. Вклад туристических услуг в ВВП составит 1,5%. По прогнозу ВСТП, к 2016 г. доходы российской туриндустрии вырастут на 64,5% – до $20,4 млрд, но доля туризма в ВВП останется на нынешнем уровне.

В других странах мира туристический бизнес играет более важную роль: в среднем его доля в мировом ВВП – 3,6% и к 2016 г. тоже не изменится. При этом объем рынка вырастет с нынешних $1,75 трлн почти до $3 трлн.

Доля россиян, работающих на туриндустрию, тоже не изменится, прогнозирует ВСТП: 1,3% занятых в экономике. Но их число к этому времени вырастет с нынешних 863 000 до 891 000 человек. “Позитивной динамики нет, поскольку отсутствует государственная программа по развитию туризма, и в результате эта отрасль растет с той же скоростью, что и экономика”, – пояснил “Ведомостям” исполнительный вице-президент ВСТП Ричард Миллер.

Быстрее всего развивается выездной туризм. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2004 г. туристический поток из России достиг 6,6 млн человек (+16% к 2004 г.), а в 2005 г. – 6,8 млн человек (+3,5%). Путешествовать позволяют себе граждане с месячным доходом на душу населения выше $450, а таковых в стране уже больше 20%, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. При этом туристы готовы тратить все больше: по данным Росстата, за три квартала прошлого года расходы на поездки за рубеж достигли $13,7 млрд – на 11,6% больше, чем за три квартала 2004 г.

Приезжающие в Россию иностранцы эту динамику не поддерживают. Они в январе – сентябре 2005 г. потратили на поездки в Россию всего $4,2 млрд – на 5% меньше, чем годом раньше. А за весь 2005 г. турпоток, по данным РСТ, сократился на 16,6%, до 2,3 млн человек.

Российское правительство не уделяет должного внимания туризму, объясняет более низкую по сравнению с мировой долю туриндустрии в ВВП Миллер. “Этот рынок ничем не отличается от любого другого, на нем жесткая конкуренция, и, чтобы успешно соперничать, нужно увеличить расходы на маркетинг и рекламу, – считает он. – Россия – это брэнд, который надо раскручивать, а российские власти тратят на это всего $3 млн в год, тогда как, например, Австралия – $100 млн”. Привлекательность страны для туристов поддается управлению, уверен Миллер, приводя в пример Черногорию, которая была закрыта для мира из-за гражданской войны, но затем правительство сделало ставку на туризм, и 10–15 лет спустя он стал основным двигателем экономики.

На иностранных каналах про Россию – сплошной черный пиар, отмечает гендиректор группы компаний “Экспресс лайн” Тамара Всеволожская. Развитию въездного туризма мешает отсутствие инфраструктуры, особенно гостиниц экономкласса, говорит она. “Да и цены за последние пять лет выросли как минимум вдвое”, – констатирует руководитель департамента “Интуриста” Николай Кокора. Впрочем, смысла много тратить на рекламу России он не видит. Сначала, считает он, надо сервис улучшить, а сейчас у нас туризм – не отдых, а в основном экскурсионно-познавательные путешествия. Но культурные люди и так знают, что у нас есть много интересного, резюмирует Кокора.

Но в перспективы России ВСТП верит. По расчетам совета, в 2006 г. экспорт туруслуг (траты иностранцев в России) достигнет $20,6 млрд, или 6,7% всего экспорта, а к 2016 г. – $65,5 млрд (10,1% экспорта). Это нереальный прогноз, считает гендиректор компании “Академсервис” Леонид Исакович: “У нас туристический сезон всего три-четыре месяца в году, а инфраструктуру – отели, дороги и аэропорты – за 10 лет не исправить”.