Контролер и кадровик


Кроме подписанного в понедельник указа президента военно-промышленная комиссия пока не имеет каких-либо нормативных документов, сообщил “Ведомостям” источник в правительстве. Неизвестны и имена четырех постоянных членов ВПК – подчиненных Сергея Иванова и его заместителя в ранге министра Владислава Путилина. Как сообщили во время поездки по Сибири Иванов и Путилин, освобожденные чиновники будут контролировать разработки и закупки вооружений. Обязанности между ними поделят или по видам Вооруженных сил (Сухопутные войска, ВМФ и ВВС), или по номенклатуре закупаемой техники.

ВПК будет не совещательным, как раньше, а рабочим органом, принимающим решения и спрашивающим за их выполнение, а в его работе будут участвовать и профильные министры, уточняет чиновник Минобороны. Кроме того, по словам Путилина, комиссия должна влиять и на кадровый состав руководства оборонных предприятий, чтобы те несли ответственность за выполнение заказов. Если предприятия государственные, то рычаги для этого имеются, уточняет мысль Путилина чиновник Минобороны: директоров ФГУПов назначает Федеральное агентство по промышленности, на АО с преобладанием государства оно может влиять через своих представителей. А частными предприятиями “будут управлять через распределение госзаказа”.

В 2004 г., по данным Минпромэнерго, из 1462 предприятий оборонки 510 являлись ФГУПами, 158 – АО с контрольным или большим пакетом акций у государства. По словам гендиректора ФГУП ММПП “Салют” (производит военные авиадвигатели) Юрия Елисеева, подобный орган “надо было создать гораздо раньше”. “Я уверен, что сейчас резко повысится активность государства в оборонке”, – сказал он. А менеджер одного из частных предприятий по производству сухопутных вооружений говорит, что ему пока не ясно, как новый орган может исправить ситуацию с практически полным отсутствием серийных закупок. Но, по крайней мере, “у Путилина хорошая репутация”.

По словам эксперта лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Василия Зацепина, передача координирующих функций в руки Иванова – шаг вперед на пути создания ответственного министерства обороны западного образца, координирующего все закупки в интересах военных. А член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков напоминает, что в 90-е гг. управление оборонкой не раз замыкали на чиновников в ранге вице-премьера, но эффект был нулевой. Чтобы история не повторилась, под эгидой комиссии следует быстрее создать современные закупочные и контрольные механизмы, говорит эксперт.