НДС в горячем резерве


Дискуссию об НДС спровоцировал замруководителя аппарата Белого дома Михаил Копейкин. В конце 2004 г. он предложил уменьшить налог с 18% до 13%, одновременно отказавшись от льготной ставки в 10%, под которую подпадают наиболее ходовые продукты питания, детский ширпотреб, отдельные виды лекарств и бумажных СМИ. Фрадков горячо поддержал идею, обещавшую ускорение роста ВВП на 0,5% в год. Резко против выступил министр финансов Алексей Кудрин, указавший на потерю доходов бюджета в 504,8 млрд руб. Игра не стоит свеч, добавлял министр экономразвития Герман Греф. ВВП вырастет всего на 1,13% за три года, зато выпадающие доходы потребуют распечатать стабфонд и это прибавит к инфляции 0,5% в год. Фрадков до последнего рассчитывал добиться своего и в январе собственноручно вписал в программу развития страны на 2006–2008 гг. пункт о 13%-ном НДС.

Но вчера на комиссии правительства он сделал шаг назад. “[Премьер] сказал, что политизировать эту тему больше не стоит, а держать ее надо в “горячем резерве”, – передает слова Фрадкова один из участников. По крайней мере до 2009 г. точка поставлена, подтверждает руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. В сценарных условиях развития экономики на 2007–2009 гг. министерство фиксирует действующие параметры НДС. Если в дальнейшем мы получим слишком высокий профицит бюджета, можно будет пересмотреть ставку НДС, оговаривается Клепач. К пересмотру целесообразно вернуться после того, как будут проанализированы последствия налоговых новаций, в частности ускоренного возврата НДС при капстроительстве и облегченной процедуры возмещения НДС экспортерам, сказал на комиссии замминистра финансов Сергей Шаталов.

Однако предложение о снижении НДС до 15% с 2009 г. при одновременной отмене льготной ставки, изложенное Минфином в основных направлениях налоговой политики на 2007–2009 гг., возмутило Фрадкова. “Это – постановка вопроса в особо извращенной форме”, – пересказывает слова премьера чиновник правительства. Резкость Фрадкова он объясняет тем, что Минфин опускает планку НДС всего на 3%, в то время как отмена льготной ставки грозит скачком цен на социально значимые товары. В протокольном решении комиссии тему НДС обошли стороной, что, по мнению чиновника Белого дома, “развязывает премьеру руки добиваться позднее унификации ставки на уровне 13%”.

Не факт, что отмена льготной ставки при установлении единой в 15% приведет к росту цен, снимает опасения премьера эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. Большинство социально значимых товаров продаются сейчас организациями, которые используют упрощенную систему налогообложения и НДС не платят, говорит он.

Однако бизнес разочарован решением правительства отложить снижение НДС до 2009 г. Обещания, а потом отказ от них девальвируют заявления властей, упрекает Фрадкова замруководителя комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков. Когда такой поток нефтедолларов, фискальная нагрузка на бизнес могла быть и меньше, добавляет представитель “ОПОРы” Дина Крылова. По ее мнению, при тех проблемах, которые испытывает правительство с возвратом экспортного НДС, ничего катастрофического от его снижения не случилось бы. У Белякова вызывают сомнения данные Минфина о выпадающих доходах, ставших одним из козырей в споре. “Цифра требует серьезной перепроверки, к тому же она не учитывает увеличения сборов за счет лучшего администрирования”, – отмечает он. Крылова считает, что снижение НДС до 15% не даст экономического эффекта, так же, как это случилось, например, при уменьшении ЕСН с 35,6% до 26%.

Впрочем, вице-президент группы компаний “ВМП Корп” Алексей Кожевников признается, что они не закладывались на дополнительные доходы. Для малых и средних предприятий налоговая стабильность дороже незначительного сокращения ставки НДС, подчеркивает предприниматель. Чиновник администрации президента говорит, что Фрадков сдал позиции после того, как Владимир Путин призвал к взвешенности в политике сокращения налогов.