Ремонт провала


Закон о техническом регулировании действует с 1 июля 2003 г. По нему около 500 000 действующих государственных стандартов (ГОСТ) к середине 2010 г. должны быть заменены примерно на 1000 общих и специальных для каждой отрасли технических регламентов. Каждый из них утверждается отдельным законом и устанавливает минимальные требования к безопасности. Техрегламенты обязательны для исполнения, а более детальные требования к качеству продукции будут описаны в стандартах, которые компания выберет для себя сама.

С начала реформы прошло уже почти три года, но до сих пор принят только один регламент (о выбросах вредных веществ автомобилями) и еще 21 разработан, отмечают чиновники Минпромэнерго в материалах к заседанию совета по конкурентоспособности. “Реформа идет очень медленно”, – констатировал вчера председатель правительства Михаил Фрадков. Мы находимся “за гранью риска”, поддержал его председатель совета директоров РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс. Например, в строительстве срок разработки техрегламентов перенесен на конец 2006 г., а вице-премьер Дмитрий Медведев заявил недавно, что с “такими темпами лучше признать, что работа провалена, и вернуться к СНиПам” (строительным правилам и нормам). В то же время 16 новых СНиПов Минюст не зарегистрировал – в связи с законом о техрегулировании, согласно которому действующие стандарты замораживаются до принятия регламентов. “В результате у нас сорок аварий из-за нарушения правил безопасности при строительстве”, – отметила зампред комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Лариса Баринова.

Реформа затянулась потому, что процесс принятия регламентов очень сложный, считает руководитель Ростехрегулирования Григорий Элькин. Он построен так, что согласовать регламент фактически невозможно – слишком много интересантов и ступеней обсуждения. Чиновники переоценили активность бизнеса в подготовке регламентов, добавил замминистра экономического развития Андрей Белоусов, хотя он и несет прямые потери: в 2004 г. общие расходы предприятий на сертификацию только в рамках системы ГОСТ составили от 50 млрд руб. до 85 млрд руб., а в некоторых отраслях, например в пищевой, они составляют до 50% всех затрат на преодоление административных барьеров. “Чтобы сертифицировать наш автомобиль, необходимо соответствовать 56 правилам, а европейские производители при ввозе сертифицируют по 11 правилам, а каждое правило – это затраты на автомобиль, это его цена”, – пожаловался гендиректор “Камаза” Сергей Когогин.

Нас привлекают на уровне рассмотрения уже готовых регламентов, жалуется Дмитрий Пумпянский, вице-президент РСПП, который стал инициатором обсуждения вопроса на совете, но из-за отсутствия платформы для дискуссий в регламентах появляются недоработки, которые могут привести к росту издержек. Председатель экспертного совета “Деловой России” Антон Данилов-Данильян вспомнил, что, когда он еще работал руководителем экономического управления администрации президента, сотни групп предпринимателей за несколько месяцев до принятия законопроекта звонили с вопросами и предложениями. А желание участвовать в этой реформе у них отбили чиновники, которые сейчас живут за счет навязанных бизнесу бесконечных сертификаций. Регламенты сделают эту ситуацию прозрачнее и отнимут у них кормушку. Но никакой проблемы с затягиванием реформы Данилов-Данильян не видит: “Сейчас примут 10–20 регламентов, и процесс примет необратимый характер”.

Вопрос о разработке техрегламентов правительство рассмотрит 30 марта.