Ставки сделаны


“У нас разрыв в ставках по коротким и длинным кредитам, искажающий реальную стоимость денег, – отмечает начальник аналитического отдела Промсвязьбанка Мария Субботина. – И ЦБ пытается их сблизить”. Для равновесия на рынке, по ее оценкам, ставки должны находиться на уровне 6–6,5% годовых. Если это и произойдет, то нескоро, полагает Подгузов из “Траста”. Причем сближение, по его мнению, обеспечит рост коротких ставок – только на них может повлиять ЦБ. На длинные же ставки сверху давит неизбежное укрепление рубля, разрыв в доходностях внутренних и внешних долгов (примерно в 1% годовых) и прочие факторы, указывает Подгузов, а здесь Центробанк бессилен. Серьезного роста доходности в ближайшее время в “Трасте” не ждут. К концу года ставки могут измениться в ту или иную сторону в пределах 0,3% годовых, прикидывает Подгузов.

Процентные ставки в мире растут с середины 2004 г. Особенно сильно это отразилось на краткосрочных займах. Доходность двухлетних казначейских обязательств США, например, за это время поднялась на 1,5% годовых до 4,7% годовых, тогда как 10-летних – почти не изменилась и составляет сейчас примерно 4,6% годовых. Но российским долгам, как коротким, так и длинным, долгое время удавалось сохранять равновесие. Их котировки поддерживали международные инвесторы, облюбовавшие развивающиеся рынки, включая Россию, а также рост кредитоспособности правительства и эмитентов “первого эшелона” на фоне благоприятной конъюнктуры и улучшения ключевых фискальных и экономических показателей, поясняет аналитик инвестбанка “Траст” Николай Подгузов.

Но в конце прошлого года зампред ЦБ Константин Корищенко предупредил участников внутреннего рынка об “окончании эры дешевых денег”. А в этом году чиновники от слов перешли к делу. В начале марта Центробанк объявил о повышении ставок по привлекаемым от банков депозитам на 0,5% годовых. Теперь за однодневные деньги он платит 1% годовых, а за недельные – 1,5% годовых. Свое решение регулятор объяснил стремлением обуздать инфляцию. В прошлом году инфляция в стране, по данным Минэкономразвития, составила 10,9%, а с начала этого года – уже 4,6%. Но в ЦБ по-прежнему верят, что в 2006 г. ему под силу удержать рост цен на уровне 8,5%.

На прошлой неделе они сделали еще один шаг к достижению заветной цели. Размещая свои облигации, Центробанк предложил инвесторам неплохую премию – 0,14% годовых, а средневзвешенная ставка в 5% стала максимальной с октября 2004 г., отмечают аналитики Райффайзенбанка. “Банк России будет активно использовать повышение процентных ставок по своим инструментам для борьбы с инфляцией наравне с номинальным укреплением рубля”, – заявил на днях в интервью агентству “Прайм-ТАСС” первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. А вчера его начальник Сергей Игнатьев предупредил, что депозитные ставки могут быть повышены еще на 0,5% годовых.

Действия регулятора встревожили инвесторов. “Ситуация на рынке рублевых облигаций архисложная, – отмечает управляющий портфелем УК “Метрополь” Андрей Беспалов. – Реальная доходность бумаг отрицательна и [с учетом планов ЦБ] еще долгое время останется таковой”. Правда, он к повышению ставок начал готовиться заранее. “Мы постепенно снижали долю длинных бондов в портфеле, и сейчас в нем только бумаги с обращением до года”, – делится Беспалов.

Корректировать свою тактику начали и валютные дилеры. Начальник казначейства банка “Северный морской путь” Иван Родионов отмечает, что заявления руководителей Центробанка подталкивают банки к прекращению спекулятивных операций. “Им приходится закрывать короткие позиции”, – указывает он.

Резкого роста ставок не ждет и старший аналитик ФК “Уралсиб” Борис Гинзбург. Предсказать, какой будет доходность рублевых облигаций к началу 2007 г., он не берется. Но ставки будут следовать за мировым долговым рынком, а не под воздействием ЦБ, настаивает Гинзбург. “У Центробанка нет реальных рычагов влиять на рыночную конъюнктуру, – указывает он, – и заявления его руководителей останутся просто вербальными интервенциями”.