АВТОИНСПЕКЦИЯ: Служба движения начальников


Начнем с главного вопроса: “Для чего в России существует ГАИ (ГИБДД)?” Весь мой опыт водителя с 30-летним стажем не позволит ответить иначе, как: “Главная и единственная цель существования ГАИ состоит в том, чтобы начальство могло беспрепятственно ездить по дорогам страны”. Все остальные ее функции второстепенны и подчинены этой главной цели.

Очевидно, что для решения этой генеральной задачи по всей стране чрезмерно раздут штат сотрудников, которых государство содержать не в состоянии. И, по сути, оно переложило на нас, простых автомобилистов, финансирование этой главной задачи ГАИ. Ведь согласитесь, не может 40-летний офицер ГАИ содержать семью на 10 000–15 000 руб. Он изначально поставлен государством в положение взяткополучателя. И ему взятку не дают только те, кто не умеет давать. Но и этих водителей сами гаишники, будучи прекрасными психологами, быстро обучают этому нехитрому делу.

Не все было плохо в Советском Союзе. Но служба дорожной милиции, как одна из силовых структур, созданная еще в сталинские времена, практически не реформировалась и лишь косметически меняла вывеску. Сегодня, когда ежегодно на дорогах России гибнет около 35 000 человек (для сравнения: во Франции, где население в три раза меньше, гибнет в семь раз меньше людей), настало время не только радикально реформировать ГАИ, но и глубоко изменить саму философию организации дорожного движения.

Главное направление реформы: ГАИ существует не для начальства, а для всех автомобилистов. Всякий, кто оказался в час пик на Рублевке, ощущает себя на дороге смерти. Словно ошпаренные, несутся машины с мигалками по встречной полосе, сбивают “рядовые” машины чуть ли не в кювет, обгоняя нередко даже друг друга и ставя под угрозу жизнь не только простых смертных, но и драгоценного начальства. Впрочем, хорошо, что Олега Щербинского оправдали.

Наверное, можно объяснить соображениями безопасности ситуацию, когда тебя по 30 минут держат на обочине в ожидании, пока мимо пронесется, словно конница генерала Мамонтова по тылам красных, полтора десятка машин президентского кортежа. Но если ты куда-то опаздываешь, то ни любви, ни уважения к власти это, мягко говоря, не прибавляет. Кстати говоря, когда не так давно министр внутренних дел Франции куда-то спешил и превысил скоростной режим, в стране разразился скандал и министр был вынужден публично извиняться. Каждый из нас ежедневно ощущает на себе самое циничное попрание наших элементарных прав и жгучее унижение. К тому же практика перекрытия улиц для проезда больших и малых начальников показывает: пробки в задыхающейся Москве – рукотворны. Первое, что надо сделать, – резко сократить число сотрудников ГАИ и за счет этого на порядок повысить зарплаты оставшимся и направить высвободившиеся средства на техническое оснащение дорог. Только так они превратятся из побирающихся нищих, одетых в форму, в людей, ценящих свою работу и не желающих ее потерять из-за взятки. Само государство наверняка будет против – ведь ему экономически выгоднее держать за бесценок раздутый штат ГАИ, решающий главную задачу, и финансируемый автомобилистами, чем сократить его и повысить зарплаты. Но, не ликвидировав эту низовую коррупцию, мы никогда не справимся с коррупцией и в национальном масштабе.

Опыт показывает: не жестокость наказания дает эффект, а его неотвратимость. Без реформы ГАИ ужесточение наказаний приведет лишь к росту взяток. Так, в Европе водители более законопослушны, ибо знают, что наказание неотвратимо. А в Швейцарии, например, за некоторые нарушения правил вас могут лишить трети годового дохода.

А ведь по Европе или США можно часами ехать и не встретить ни одного дорожного полицейского. И тем не менее на дорогах там царит порядок.

Предвижу возражения: уменьшение числа гаишников приведет к хаосу на дорогах потому, что у нас низкая культура вождения. Но разве не само государство заинтересовано в этой низкой культуре? Не само ли оно, играя роль сверхстрогого отца, сознательно инфантилизирует взрослых людей, прекрасно понимая, что детьми легче управлять. Ведь взрослые люди никогда не согласятся по 40 минут терпеливо ждать на обочине, пока мимо не пронесется какой-нибудь топтыгин. Я даже рискну предложить разрешить выпивать бокал вина или пива, поскольку убежден, что только свобода вырабатывает в человеке ответственность. Нам, русским, надо избавиться от нашего родного “авось” и научиться ценить собственную жизнь и жизнь другого. (Пожалуй, наплевательское отношение к жизни – главное, что отличает нас от европейцев.) Даже в далеких и развивающихся странах водители пристегиваются ремнями безопасности за рулем.

Но первый шаг к повышению культуры вождения должно сделать само государство, прекратив хамство с мигалками. Шансы на прохождение предложенного некоторое время назад законопроекта об отмене всех мигалок крайне невелики. Само государство не пойдет на такой шаг по своей воле. Его может принудить сделать это только гражданское общество. В Москве и других городах проходили акции протеста. И не надо бояться (как это делает лидер движения автомобилистов Вячеслав Лысаков в статье, опубликованной в “Ведомостях” от 17.02.2006), что эти протестные акции носят политический характер. Это движение безусловно политическое, ибо нацелено против беспардонности и хамства власти.

И в заключение хотел бы обратиться к Юрию Лужкову: создайте же наконец экономические условия для строительства подземных автостоянок и уберите с проездной части улиц десятки тысяч машин, место которым в паркингах. По обеспеченности автостоянками Москва и Питер даже не азиатские, а африканские города. Пора уже переходить от полубомжей-полупарковщиков, берущих непонятные деньги, к паркометрам, принятым в цивилизованных странах. Кстати, деньги за парковку не оседали бы неизвестно где, а направлялись бы на строительство гаражей.