Заявленному не верить


В смятении оказались и организаторы выпуска. “Мы были не в курсе“, – лишь отметил управляющий директор “Уралсиба” Дмитрий Волков. “Нечего добавить к тому, о чем сообщил эмитент” и руководителю управления долговых инструментов “Тройки Диалог” Павлу Соколову. От несанкционированного поведения клиентов застраховаться практически невозможно, сочувствует коллегам замдиректора инвестиционного департамента Промсвязьбанка Борис Нефедов.

О екатеринбургских металлургах инвесторы узнали в прошлом году: в мае входящий в “Макси-групп” Нижнесергинский метизно-металлургический завод разместил облигации на 1 млрд руб. А в сентябре он вышел и за пределы страны, продав свои кредитные ноты (CLN) на $100 млн. В этом году за ним последовал и сам холдинг, решивший занять на рынке 3 млрд руб. на три года. Заемщик согласился платить по трем первым купонам не более 11,25% годовых (ставки остальных трех купонов он определит позднее). Тем не менее в понедельник сделка была закрыта.

Однако уже в среду инвесторов, рискнувших купить новые бумаги, ждал сюрприз. Новоявленный заемщик опубликовал сообщение о том, что внеочередное собрание его акционеров 20 марта (т. е. в день завершения размещения облигаций) решило присоединить к группе еще два предприятия – “Металл-Е” и “Металл-НС”. “Присоединение меняет конфигурацию холдинга, и перед нами формально другой заемщик”, – возмущается один из держателей облигаций “Макси-групп”. А Ярослав Гриценко, гендиректор инвесткомпании “Универ”, выступавшей агентом по размещению облигаций, даже не понял, по его собственному признанию, что произошло.

Это необдуманный поступок, считает аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин, ведь по российскому законодательству у кредиторов в случае реорганизации возникает право предъявить обязательства к досрочному погашению. В “Универе” так и поступили. “Как только мы увидели это сообщение, сразу же начали готовить требование о досрочном выкупе бумаг”, – рассказывает Гриценко.

Но вручить свое требование эмитенту недовольные инвесторы так и не успели. Вчера группа поспешила опровергнуть свое сообщение. “В связи с технической ошибкой, допущенной при размещении информации, сообщаем, что внеочередное общее собрание акционеров ОАО “Макси-групп” не проводилось и, соответственно, решение о реорганизации в форме присоединения ЗАО “Металл-Е” и ЗАО “Металл-НС” не принималось”, – говорится в официальном сообщении холдинга. Эта сделка пока только обсуждается, а сотрудник, отвечающий за раскрытие информации, “поторопился отправить болванку”, пояснил “Ведомостям” начальник управления по связям с общественностью группы Александр Попов. “В ближайшее время реорганизации не будет, – уверяет он, – но, даже если присоединение состоится, инвесторы от этого только выиграют”.

Однако Галкин сомневается в лояльности инвесторов. “Учитывая то, как трудно размещался заем, реорганизация может серьезно подпортить репутацию этой корпорации на рынке капитала, – указывает он. – Инвесторы не любят таких сюрпризов”. А Виктория Колузанова, директор по экономике и финансам компании “ВИКА”, управляющей фондом “Высокорискованные бросовые облигации”, считает, что рынок накажет группу, даже если присоединение не состоится. ВИКА, правда, купить долги металлургов так и не решилась.