ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: России пора действовать


Главной темой встречи европейских лидеров, которые собирались на этой неделе на свой саммит в Брюсселе, по-прежнему остается энергетическая безопасность. Одним из наиболее приоритетных вопросов наверняка является беспокойство по поводу способности России поставлять газ в необходимом объеме и по доступной цене. Эти опасения вызваны текущим уровнем инвестиций в российский газовый сектор.

Волнения по поводу энергетической безопасности традиционно были связаны с ситуацией на рынке нефти, но положение быстро меняется. Недавние перебои с поставкой российского газа на Украину и в Западную Европу привлекли внимание всего мира к проблеме уязвимости стран-потребителей. Европейская комиссия уже успела отреагировать и выпустила Зеленую книгу, в которой очерчены общие контуры стратегии, направленной на обеспечение Европы безопасными, конкурентоспособными и стабильными источниками энергии. Но существуют гораздо более серьезные причины для беспокойства.

Доля природного газа в глобальном объеме потребления энергии увеличивается, и ожидается, что импорт газа в большинстве индустриальных стран значительно вырастет – прежде всего это касается Западной Европы, но процесс затронет и США и Японию.

Мировые запасы газа велики, но сосредоточены они преимущественно в нескольких странах, в основном в России, Иране и Катаре. Традиционные маршруты, по которым ведется транспортировка газа, очень протяженны, а газопроводы трудно охранять. На данный момент газ покрывает 21% мирового спроса на энергию, но к 2030 г. его доля в глобальном энергетическом балансе увеличится до 24% и газ займет второе, после угля, место по важности среди источников энергии.

В европейских странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития ожидается спад производства газа при продолжающемся росте потребления. К 2030 г. они будут покрывать за счет импорта почти две трети своих газовых потребностей; сейчас это лишь одна треть. Для 25 членов Евросоюза зависимость от импорта газа, которая сегодня достигает 50%, возрастет до 80%. В Северной Америке спрос тоже устойчиво растет и доля импорта, которая сейчас достаточно мала, к 2030 г. достигнет 14%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе сильно зависеть от импорта будут не только традиционные потребители Япония и Южная Корея. Китай и Индия также превратятся в крупных импортеров газа.

На этом фоне недавние перебои в поставках из России вызывают беспокойство, особенно учитывая, что именно в этой стране находится наибольшая доля мировых запасов и Россия – крупнейший производитель и экспортер газа. На газ, шедший из России или через ее территорию, в 2004 г. приходилось 70% всего европейского импорта. Российская компания “Газпром” контролирует 85% российской добычи и 100% экспорта. Она также контролирует российскую интегрированную трубопроводную систему и доступ к ней, сдерживая конкуренцию в российском газовом секторе. Компания расширяет свое влияние и в области добычи, особенно в Центральной Азии, и в области продаж – стремясь приобрести европейские газораспределительные компании. Это означает, что значительная доля европейского газового импорта будет зависеть от одной-единственной страны и одной-единственной компании, все усиливающей монопольный контроль над рынком.

Можно ли рассчитывать на “Газпром”? Уже более 30 лет эта компания не давала поводов для сомнений. Но нынешнее беспокойство вызвано тем, что начал намечаться дефицит поставок в будущем и, чтобы его ликвидировать, потребуются деньги и время. По подсчетам Международного энергетического агентства, чтобы планы по добыче и экспорту выполнялись, инвестиции в газовый сектор в России должны достигать $11 млрд в год. Учитывая европейские цены на газ, мало вероятно, чтобы у “Газпрома” не хватало соответствующих средств на необходимые инвестиции, но в последнее время деньги направляются на мегапроекты и на приобретения за рубежом, в странах-потребителях. Увеличение добычи и новая транспортная инфраструктура необходимы, чтобы избежать возможных перебоев, но отсутствие подобных инвестиций создает напряженную ситуацию с поставками уже сейчас. Это может привести к еще большему росту цен для потребителей, к возникновению дефицита или к чему-то худшему, если не начать действовать уже сегодня.

Существует три важных шага, которые может сделать Россия ради уменьшения возможности появления проблем с поставками в дальнейшем. Во-первых, поднять эффективность энергопотребления и высвободить тем самым газ для других потребителей. Во-вторых, сократить сжигание попутного газа, по возможности – до нуля. И наконец, содействовать инвестициям в газовой сфере и предоставить третьим сторонам доступ к российской газовой трубе. Это будет выгодно, прежде всего, гражданам России, но и потребители в других странах смогут получить душевное спокойствие и уверенность в поставках газа.

Правительства стран-импортеров должны проводить политику минимизации ущерба от потенциальных проблем, увеличивая эффективность энергопотребления, диверсификацию энергоресурсов и поставщиков и улучшение инвестиционного климата. Прозрачные рынки будут привлекательны для инвестиций и дадут возможность поставщикам обеспечить для своих клиентов стабильные поставки энергии. (FT, 22.03.2006)

Автор – исполнительный директор Международного энергетического агентства