РБК-ТВ стало прибыльным


Большая часть инвестиций в телевизионный канал была сделана заранее, еще в 2004 г., поэтому рост прибыли вполне ожидаем, отмечает аналитик Альфа-банка Светлана Суханова. Тем не менее прирост EBITDA у РБК – один из самых высоких в отрасли. Аналитик финансового консультанта РБК, “Атона”, Елена Баженова напоминает, что в фиксированной связи EBITDA серьезно выросла лишь у “Дальсвязи” – на 53%, а в сотовом бизнесе она растет на 20–30%.

Как пояснил РБК в пресс-релизе, на значительный рост прибыли повлияло то, что проект РБК-ТВ стал наконец безубыточным. Он впервые заработал $1,8 млн, а доходы от телевидения выросли на 42% до $24,3 млн. При этом, по данным РБК, ежемесячная аудитория канала к ноябрю 2005 г. достигла 4,8 млн человек, суточная – 1,9 млн. Эксперты признают, что деловой канал, идея создания которого в момент запуска казалась многим утопией, выжил и востребован аудиторией. Они объясняют это тем, что РБК не нашлось конкурента. По словам Игоря Репина, вице-президента “Системы Масс-медиа”, владеющей телевизионными сетями в ряде российских регионов, сейчас большой спрос на русскоязычный контент и региональные сети готовы заменять зарубежные программы на российские. Он также добавил, что сейчас РБК-ТВ входит во все пакеты программ. А по мнению аналитика J’son & Partners Бориса Овчинникова, росту его популярности способствовало ухудшение качества информационного вещания у традиционных эфирных каналов.

В то же время Баженова обращает внимание, что доходы РБК растут гораздо медленнее некоторых из его конкурентов: у “Яndex” они удвоились, а у Rambler (по оценкам “Атона”) увеличились на 69%. “РБК уже давно на рынке, и его бизнес стал взрослым. Кроме того, динамику доходов сдерживает медленно развивающийся IT-сектор, доходы от которого выросли на 15%”, – предположила Баженова.

Больше всего выросли доходы РБК от интернет-рекламы – на 45% до $31,7 млн. Президент агентства IMHO VI Арсен Ревазов сомневается, что эти деньги принесла именно интернет-реклама. Он поясняет, что, по оценкам АКАР, российский рынок интернет-рекламы в 2005 г. составил лишь $60 млн, а на рынке есть много других крупных игроков – Rambler, “Яndex”, Mail.ru. Гендиректор “Яndex” Аркадий Волож указывает, что, несмотря на то что интернет-реклама является для РБК основным фактором роста, ее доходы выросли ниже рынка, который практически удвоился. “Видимо, это объясняется опережающими успехами компании в этой области в прошлые годы”, – отметил Волож. В РБК также признают, что выручка от рекламы выросла в основном за счет роста цен – в 2005 г. РБК дважды повышал расценки в общей сложности на 36%. “Это означает, что у РБК плохо вырос рекламный трафик”, – подытожил топ-менеджер одного из конкурентов РБК.

Овчинников считает, что динамика доходов РБК хуже, чем у конкурентов, потому что он продает только медийную рекламу, а конкуренты – и контекстную, так как у них есть собственные поисковые системы. “Результаты компании примерно совпали с нашими ожиданиями, однако консервативный прогноз выручки на 2006 г., сделанный руководством РБК, несколько разочаровал”, – отмечает аналитик UBS Елена Роговина. В частности, в UBS ожидают несколько большего роста выручки РБК-ТВ, а РБК планирует увеличить выручку телеканала лишь с $24,3 млн до $33–35 млн. В 2006 г. РБК планирует совокупную выручку в $170–178 млн, из нее от медиауслуг – $90–95 млн, а показатель EBITDA – около $50 млн. Председатель совета директоров РБК Герман Каплун также заявил, что РБК готов приобретать активы. Он подчеркнул, что если будет большая сумма сделки, то акционеры готовы оплатить акциями. Несмотря на хорошие финансовые результаты, с точки зрения фондового рынка компания остается очень дорогой, поэтому мы советуем акционерам “держать” акции, подытожила Суханова. В пятницу капитализация РБК в РТС составила $903 млн.