Все отрасли стратегические


По поручению Владимира Путина правительство около года готовит законопроект об иностранных инвестициях в стратегические предприятия. Законопроект ограничивает сделки нерезидентов в предприятиях, относящихся к 39 видам деятельности, – например, в производстве шифровальной техники, атомной промышленности, в выпуске вооружений. Иностранный инвестор, которому приглянулось предприятие одной из 39 отраслей, должен будет согласовать свою заявку на его покупку с федеральными чиновниками. Сделка может быть одобрена лишь в случае, если иностранная компания приобретает прямо или через цепочку аффилированных компаний менее 50% акций стратегического предприятия.

Срок внесения законопроекта в Думу уже продлевался и истекает 1 апреля. Но Минпромэнерго до сих пор не может согласовать его с несколькими ведомствами.

Серьезные возражения есть у ФСБ. По словам чиновника Белого дома, спецслужба предлагает дополнить перечень стратегических видов деятельности естественными монополиями и телекоммуникациями. “Они считают, что есть угроза национальной безопасности, когда, например, финская Fortum приобретает оптовые и территориальные генерирующие компании в приграничных районах страны”, – говорит он. ФСБ предлагает контролировать сделки с акциями Федеральной сетевой компании (ФСК) и Центрального диспетчерского управления (ЦДУ), добавляет источник. Еще спецслужба требует учитывать общую долю иностранцев в стратегическом предприятии: если, скажем, нерезидент подал заявку на приобретение 30% акций стратегического предприятия, а до того другие зарубежные инвесторы приобрели 25%, то либо в покупке надо отказать, либо уменьшить совокупный пакет иностранцев до менее чем контрольного.

Замминистра экономразвития Андрей Шаронов, еще в минувший четверг предложивший выносить законопроект на правительство с разногласиями, о замечаниях ФСБ не слышал, но считает ограничения в электроэнергетику и телекоммуникации излишними, поскольку “это традиционно инвесторские отрасли”. Идея ФСБ контролировать совокупную долю собственности иностранцев оправданна, но распыленность акций на вторичном рынке делает ее реализацию крайне сложной, добавляет он. “Нужно строить громоздкую систему [контроля]”, – подтверждает руководитель ФСФР Олег Вьюгин, чего никто в мире не делает, так как подобный механизм приведет к неожиданным приостановкам операций с акциями при превышении лимита.

В ФСК по закону государство будет иметь 75% плюс 1 акция, а в системном операторе – возможно, все 100%, так что иностранцы не создадут угроз национальной безопасности, считает зампред правления РАО ЕЭС Яков Уринсон. Опасение относительно ОГК и ТГК тоже не имеет смысла, так как “электроны немеченые”: любой приграничный регион снабжается из единой сети, куда поставляют электроэнергию все компании, а не одна, замечает Алексей Минаев из Rye, Man & Gor Securities. К тому же объединенные в ОГК станции расположены в разных частях страны, а та же Fortum уже владеет 42% ТГК-1 и что тут сможет сделать ФСБ – неясно, говорит он. Большинство телекоммуникационных предприятий уже находятся в частной собственности и ограничения на участие иностранного капитала не отвечают дальнейшему развитию отрасли, лаконичен представитель Минсвязи Александр Паршуков. Комментарии от ФСБ получить не удалось.