“Россия!” снова открылась


В целесообразности проведения Russia! в Нью-Йорке никто, кажется, не сомневался. Такой масштабный показ русского изобразительного искусства – 250 произведений с XII в. до наших дней – был произведен впервые и явно должен был прибавить славы русской культуре. Наши музеи не поскупились отдать на выставку самые популярные картины и самые значительные иконы. Russia! стала великолепным дайджестом всей истории русского изобразительного искусства. И открыта выставка была максимально торжественно – с участием президента РФ Владимира Путина. Все серьезные американские газеты и журналы ее подробно и вполне восторженно отрецензировали. Видеть крупную репродукцию портрета графини Самойловой Брюллова на странице The New York Times или репинских “Бурлаков” в The Economist было забавно и лестно для нашего национального самолюбия, потому что русская классическая живопись в музейном мире до этого не очень котировалась. Рецензенты отмечали, что выставка производит очень сильное впечатление, несмотря на то что на ней “нет ни одного яйца Фаберже”.

Russia! в Нью-Йорке имела очевидный успех – с 16 сентября по 12 января выставку посетило 401 885 человек. Это рекорд для Музея Гуггенхайма и вообще очень хороший показатель успешности любого выставочного мероприятия.

Правда, смущало одно обстоятельство – хорошо ли, что наши музеи отдали на такой долгий срок самые главные свои экспонаты. И что скажут, например, приехавшие в Третьяковку российские жители, не увидев в экспозиции “Рожь” Шишкина, “Незнакомку” Крамского, “Бурлаков на Волге” Репина, и что сказать иностранным туристам, которые едут к нам смотреть Малевича и русский авангард. Понятно, что ради нью-йоркского триумфа такая жертва была возможна. Но вот теперь выставку везут в Бильбао, в дочерний музей нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма, известного своей агрессивной стратегией и заимствованием приемов развития у бизнеса. Филиалы музея есть в Венеции, Берлине, Лас-Вегасе и Бильбао, выставки часто ездят по всем этим местам. Однако выставка размаха Russia! – исключительный проект, который не каждый из гуггенхаймовских филиалов может вместить.

Открытый в 1997 г. в новом, построенном по проекту американского архитектора Фрэнка Гери здании, Музей Гуггенхайма в Бильбао стал главной достопримечательностью города и центром культурного туризма на севере Испании. Но такая мощная выставка, как Russia!, вряд ли могла бы приехать в столицу басков, если бы местный музей не был по-родственному связан со знаменитым нью-йоркским.

Экспозиция выставки, однако, претерпела некоторые изменения. Как сообщила “Ведомостям” заместитель директора Третьяковской галереи и один из шести кураторов Russia! Лидия Иовлева, несколько самых популярных картин вернулось на родину. Третьяковка в этом году справляет юбилей, и торжества не могли пройти без той же “Ржи” и “Бурлаков на Волге”. Их отсутствие возместили картины из собрания Русского музея и 22 предмета времен допетровской Руси из Музеев Кремля, которые экспонировались на выставке Музея Гуггенхайма в Лас-Вегасе.