Сахар за долги


О том, что сахарные заводы “Каравая” выставлены на продажу, участники рынка говорили еще в конце прошлого года. Тогда французская группа Louis Dreyfus, один из крупнейших сахарных и зерновых трейдеров в мире, пожаловалась в прокуратуры Краснодарского края и Ростовской области, что со складов временного хранения, принадлежащих четырем заводам “Каравая”, пропал сахар-сырец общей рыночной стоимостью в $46 млн. В итоге несколько топ-менеджеров “Каравая” оказались в изоляторе временного содержания, а сам Денисов был объявлен в международный розыск. Наиболее вероятными приобретателями заводов топ-менеджеры российских сахарных компаний называли структуры, близкие к казахстанскому банку “Тураналем”.

В январе заводы перешли к новым акционерам – ЗАО “Оптима”, “Атлант”, “Алмаз” и “Стройпроект”. По юридическим адресам и фамилиям учредителей обнаружить эти компании “Ведомостям” не удалось. Но новые собственники заводов уже проявили себя. На прошлой неделе на “Изумруде”, “Гиркубсе” и “Каневсксахаре” состоялись внеочередные собрания акционеров, избравшие новые советы директоров. Так, в совете директоров “Изумруда” оказался Игорь Егармин. Человек с таким именем является управляющим директором казахстанского ОАО “Сахарный центр”, объединяющего пять из восьми казахстанских сахарных заводов. Он от комментариев отказался.

На этом связи с казахстанским бизнесом не заканчиваются. Как следует из сообщений о существенных фактах, опубликованных заводами, акционеры одобрили заключение серии договоров поручительства перед “Тураналемом” и его российской “дочкой” – Славинвестбанком. Заводы становятся поручителями по обязательствам ООО “Торговый дом “Объединенная продовольственная компания” (тоже входило в “Каравай”) и компании “Интершугар Лимитед” (в ее адрес был поставлен похищенный, по мнению Dreyfus, сырец) с общим кредитным лимитом до $20,55 млн, а также компании “Вендит Лимитед” – на сумму до $10,55 млн. Зампред правления Славинвестбанка Наталья Ланьшина говорит, что Славинвестбанк и “Тураналем” являются кредиторами заводов, поскольку “хорошо знают сахарный бизнес и считают его достаточно интересным”. “В собственности этих активов мы не участвуем”, – уточняет она. Но, по словам топ-менеджера, знакомого с деталями соглашений, еще в конце декабря 2005 г. “новыми собственниками заводов стали структуры, близкие к банку “Тураналем”. Причем близкие к банку структуры, по его словам, получили контроль над заводами не за живые деньги, а по долговым схемам. Подтверждает его слова и топ-менеджер крупной сахарной компании, попросивший об анонимности. Ланьшина утверждает, что и близкие к банкам структуры к новым собственникам заводов отношения не имеют.

Заводы “Каравая” могут оказаться второй группой сахарных активов, за долги доставшихся структурам “Тураналема”. В 2003 г. банк по долговым схемам получил контроль над активами Международной сахарной компании, объединявшей четыре завода и 10 сельхозпредприятий. Будут ли активы “Каравая” объединены в единую компанию с активами МСК, непонятно. Топ-менеджер крупной сахарной компании говорит, что “переговоры о продаже [краснодарских заводов] велись, но пока ни к чему конкретному не привели”. А глава крупного российского агрохолдинга, который называют в числе потенциальных покупателей заводов, считает, что, “по сути, они еще и не начинались”.