ВЕКТОР


Закон о кредитных историях полностью заработал с 1 марта. Но заработают ли в России полноценные кредитные бюро, пока совершенно непонятно. Одна из серьезных проблем внедрения этого обязательного для всего цивилизованного банковского мира института – нежелание крупнейших розничных банков делиться информацией. Сбербанк, “Хоум Кредит” и “Русский стандарт” отказались сотрудничать с независимыми бюро, создав свои собственные. На каких условиях эти “домашние” бюро будут делиться информацией с неаффилированными банками, до сих пор было совершенно непонятно. Но вот завеса слегка приоткрылась – в той части, которая касается Сбербанка. Его участие в Национальном бюро кредитных историй, созданном под эгидой АРБ, изначально вроде как постулировалось. С течением времени выяснилось, что сам Сбербанк считает такое участие нецелесообразным и готов делиться с НБКИ только черными списками заемщиков, а вчера стало ясно, что это за списки. Оказывается, Сбербанк готов раскрывать информацию лишь тех заемщиков, по которым есть решение суда. Это нелепо – о судебных решениях и так все известно, да и число таких заемщиков не будет значимым.

Только через суд

Третья жизнь iRu

На рынке снова появился известный компьютерный брэнд iRu. Под этой маркой будет выпускать персональные компьютеры владелец торговой марки, крупный дистрибутор компьютерной техники Merlion. Под брэндом Genius iRu Merlion вместе с тайваньской Genius начал выпускать “персоналки” еще в 2002 г. А в 2003 г. дистрибутор расстался с тайваньцами и переориентировал марку iRu на рынок ноутбуков. В конце 2004 г. iRu входил в тройку крупнейших игроков этого рынка в России, но уже летом 2005 г. Merlion свернул сборку – не выдержал конкуренции с крупнейшими мировыми брэндами, в первую очередь с Acer. Теперь с помощью реанимированной iRu дистрибутор хочет закрепиться в регионах. Казалось бы, этот шаг идет наперекор тенденциям рынка, на котором постоянно увеличивается доля ноутбуков. Но ноутбуки – крайне компактный товар, и расходы на его доставку по отношению к цене ниже, чем у персональных компьютеров. Поэтому ноутбуки можно собирать и за рубежом, а персональные компьютеры имеет смысл собирать ближе к потребителю. Иностранцы пока не рвутся открывать российскую сборку – слишком велики страновые риски. Так что несколько лет форы у российских сборщиков ПК действительно есть.

Русско-австралийский алюминий

Полтора года назад “Русалу” улыбнулась удача: он выиграл конкурс по продаже 20% акций крупнейшего глиноземного завода в мире Queensland Aluminа (QAL) в Австралии. Пакет обошелся “Русалу” в $401 млн, но только в этом году компания начнет забирать весь причитающийся ей глинозем себе: у QAL закончились контракты с клиентами, заключенные при прежнем собственнике – Kaiser Aluminium. А вчера “Русал” сообщил, что у руководителя его глиноземного дивизиона Стивена Ходжсона появилась новая работа. Он назначен главой представительства “Русала” в Австралии. Сомнительно, чтобы менеджера, долгие годы проработавшего в австралийской Comalco, назначили на этот пост, только чтобы он жил поближе к родине. Новое назначение Ходжсона, скорее всего, говорит о том, что “Русал” намерен и дальше завоевывать Австралию. Компания уже объявляла, что хочет расширить мощности QAL и построить в Австралии алюминиевый завод. Ходжсону предстоит искать варианты для осуществления этой мечты “Русала”. А реализация этих планов сулит российской компании большие дивиденды. В Австралии большие запасы качественных бокситов и относительно дешевая электроэнергия. Именно этот континент со временем станет центром мировой алюминиевой промышленности, а “Русал” к тому моменту может прочно обосноваться на нем.