ВОПРОС ДНЯ: Как завлечь бизнес в школу?


Самый простой сейчас путь – японский. Студенты (а может, и старшеклассники) получают гранты на образование, а затем попадают на работу к выдавшему гранты предпринимателю. Но выход из кризиса в пути, по которому шел Ходорковский. Это система частного образования, независимого от государства. Пусть бизнес финансирует то, что считает нужным. Государство все равно проконтролирует качество образования с помощью системы аттестации школы. Но пока даже права бесплатно обучать лучших студентов у коммерческих вузов нет – оказывается, все равно надо платить за них налоги.

Игорь Долуцкий, преподаватель Московской школы социальных и экономических наук

Конечно, бизнесу надо предоставить налоговые льготы. Наш вуз привлекает многомиллионные инвестиции, и я могу отметить взаимную заинтересованность бизнеса и системы высшего образования, особенно когда вложения рассматриваются как долгосрочные инвестиции в кадры.

Валерий Катькало, декан факультета менеджмента СПбГУ

Правительство должно думать о предоставлении льгот, прежде всего налоговых, самим вузам. И тогда нам не будет нужна помощь бизнесменов, мы и сами сможем заработать.

Сергей Елизаров, проректор по экономическим вопросам Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения

Я помогал создать муниципальную школу ипотерапии на “Белой даче”. Но пришел новый директор и уволил с таким трудом найденного специалиста. Мол, мы другими вещами займемся. Люди будут вкладывать в образование. Но хотя бы не мешайте! С отданных на благотворительность денег я плачу налог на прибыль. Оставь их себе – заплатил бы с них единый сельхозналог, а он куда меньше. Знаю случаи, когда бизнесмены соглашались помогать школе только черным налом – из опасения, что к ним налоговики нагрянут. В конце концов, государство может, как раньше, поощрять благотворительность наградами вроде “Анны на шею”.

Виктор Семенов, председатель наблюдательного совета группы компаний “Белая дача”

Если в высшую школу бизнес еще вкладывает средства, то в среднее образование – только если в школе учатся дети бизнесмена. Мне сложно предположить, чем еще можно привлечь бизнес в среднюю школу. Разве что со временем социальная ответственность бизнеса разовьется так, что деньги станут давать только на то, чтобы хорошо учили. А качество преподавания можно будет проверять образовательным аудитом вроде того, который существует у нас в школе.

Василий Боганцев, исполнительный директор Европейской гимназии