ЦИФРА НЕДЕЛИ: 78,2%. Цена справедливости


Deutsche UFG, изо всех сил призывавший “покупать” акции “Транснефти”, сделал крутой разворот. Его аналитики снизили справедливую цену привилегированных акций компании сразу на 78,2% – с $2662 до $580. Такое бывает крайне редко: в ноябре 2004 г. на сопоставимое снижение (около 80%) по акциям опального ЮКОСа пошли UFG и “Брокеркредитсервис”.

“Транснефть” же не только стабильно работает, но и является госкомпанией, к тому же еще и монополией. В нынешнем российском инвестиционном климате это можно считать чуть ли не гарантией процветания. Но инвестбанк снизил справедливую (12-месячную) цену акций в 4,5 раза: он ожидает снижения темпов роста прибыли через 10 лет и стал воспринимать “Транснефть” как технический инструмент государства, а не как коммерческое предприятие, работающее для выгоды своих акционеров. Между тем всего год назад в своем отчете UFG особо отметил эффективную бизнес-модель и стабильный рост прибыли “Транснефти”. Тогда ее акции стоили $857 (на $277 больше новой справедливой оценки UFG), а к концу 2005 г. выросли на 175%. В ходе недавнего исследования журнала Institutional Investor “Лучшая команда аналитиков развивающихся стран Европы, Ближнего Востока и Африки” большинство опрошенных институциональных инвесторов говорило именно о прошлогодней рекомендации UFG по “Транснефти”. Тот отчет помог UFG занять первое место в категории “Нефть и химия”.

Спору нет, повышение оценок UFG по “Транснефти” позволило хорошо заработать всем, кто прислушался к его мнению. Но после публикации нового отчета владельцы этих бумаг потеряли около 10%. Столь резкая смена мнений оставляет большой простор для домыслов.

Хотя обычно инвесторы ориентируются на рост рынка, порой предпринимаются и попытки сдержать его. В начале года многие западные аналитики и инвесторы заявляли о переоцененности фондового рынка Индии после 42%-ного роста в 2005 г. В долгосрочном плане он считается очень перспективным, и те, кто не успел вовремя войти в рынок, пытались сбить цены и вскочить на подножку уходящего поезда.

Не хотелось бы, чтобы инвесторы имели основание думать, что наши аналитики относятся к своей работе так, как аналитик из Lehman Brothers, чье письмо фигурировало в деле о конфликте интересов между аналитическими и инвестбанковскими подразделениями в банках США. “Рекомендации и целевые цены – вещи достаточно бессмысленные... Да, “мелкий парень” [т. е. розничный инвестор] может быть введен в заблуждение, но такова природа моей работы”, – писал он.