КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Запретить нельзя ввозить


За последние два года ведомства Геннадия Онищенко (Роспотребнадзор – контролирует соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и др.) и Сергея Данкверта (Россельхознадзор – выдает разрешения на экспорт, импорт и транзит продукции животного и растительного происхождения, контролирует соблюдение ветеринарных и карантинных требований) запрещали ввоз в Россию самых разных товаров: голландских и датских цветов – из-за обнаруженного в них опасного вредителя (калифорнийского трипса); норвежской охлажденной рыбы – из-за повышенного содержания кадмия и других тяжелых металлов; говядины, свинины и мяса птицы из разных стран – из-за ящура, чумы свиней и птичьего гриппа; мясных и молочных продуктов с Украины – из-за недостаточного, по мнению российских ветеринаров, контроля поставок; детских игрушек из пластизоля – из-за вредности этого вещества и др. С введением каждого запрета участники рынка ждали резкого роста цен и возникновения дефицита. Спустя месяцы после введения запретов опрошенные “Ведомостями” торговцы признаются, что коллапса не произошло, а поставщики научились обходить запреты или нашли альтернативные источники товаров.

Товарные потоки из “запретных” стран часто перенаправляются в соседние государства, на которые российские запреты не распространяются. Например, полный запрет на импорт голландской растениеводческой продукции в декабре 2004 г. “вынудил импортеров везти цветы через третьи страны”, рассказывает Геннадий Ластовский, президент компании “Грин Лайн”, крупного импортера цветов. В результате из-за транспортных расходов цены на цветы выросли примерно на 10%, но существенного влияния на рынок это не оказало, вспоминает он.

Сразу после введения запрета на импорт охлажденной рыбы из Норвегии в январе 2006 г. поставщики принялись завозить в Россию норвежскую рыбу под видом отечественной, финской или эстонской, рассказывает представитель рыбоперерабатывающей компании, попросивший об анонимности. “Например, рыбу в коробках перегружали с норвежских судов на российские прямо в море, там же снимали этикетки и привозили в порты как мурманскую”, – рассказывает он.

А после ввода в декабре 2005 г. запрета на ввоз растениеводческой продукции из Грузии (из-за неверно оформленных сопроводительных документов и фальшивых, по мнению Россельхознадзора, фитосанитарных сертификатов) “абхазские мандарины на рынках как были, так и остались”, замечает президент профсоюза работников предприятий в сфере рыночной торговли “Лига свободы” Владлен Максимов.

После того как осенью 2004 г. Геннадий Онищенко призвал не покупать дешевые китайские игрушки, а Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию игрушек из пластизоля, санитарные службы организовали проверки продавцов и поставщиков игрушек, вспоминает Дмитрий Куприянов, гендиректор и совладелец сети “Банана Мама” (30 магазинов). Сетевые торговцы стали тщательнее подходить к отбору товара, но поставщики, чтобы не потерять уже вложенные деньги, “выкинули товар на рынки и уличным торговцам”, рассказывает Куприянов.

Запрет грузинских и молдавских вин эксперты называют “аргументированным”. “Уж очень много поддельной продукции, содержащей красители и непонятные добавки, поступало в розницу из этих стран”, – сетует Кирилл Будко, директор по маркетингу холдинга Gerrus Group (производитель и дистрибутор вин). На молдавские вина, по его данным, приходится около 30% российского рынка, на грузинские – 10–12%. С введением полного запрета места молдавских и грузинских поставщиков займут российские производители, у которых есть собственная сырьевая база, или те, кто покупает виноматериал в странах дальнего зарубежья, ожидает он. Например, вырастет доля вин производства Болгарии и Румынии, а также недорогих (80–120 руб.) испанских и французских.

Не могут найти адекватной замены запретным товарам только мясо- и рыбопереработчики. С декабря 2005 г., когда стало известно о запрете норвежских морепродуктов, оптовые цены выросли на 20–25%, рассказывает Роман Лавров, замначальника отдела сбыта Северной компании. Многим переработчикам пришлось переориентироваться на замороженную рыбу и их издержки выросли примерно на 15%, объясняет он. Нет альтернативы бразильскому и аргентинскому мясу, добавляет Сергей Юшин, президент Национальной мясной ассоциации. На эти страны приходится половина импорта, который нечем заменить.