Манипуляция временем


Это не первый случай, когда компания “подбивает” отчетность для более удачного размещения, говорит аналитик Альфа-банка Елена Бороденко. Она вспомнила случай, когда президенту “Калины” Тимуру Горяеву удалось продать 20% акций “Калины” за $74,4 млн. “Тогда инвесторы ориентировались на рентабельность EBITDA первого полугодия, которая составила 21%, а по итогам всего 2005 г. – всего 13%”.

Тринадцатого февраля комиссия по листингу Великобритании включила в официальный список глобальные депозитарные расписки (GDR) на акции TME. Цена размещения GDR была определена в размере $13. Тогда представитель банка Morgan Stanley, организатора выпуска, рассказывал “Ведомостям”, что на бирже было размещено 43,478 млн GDR, еще 6,521 млн расписок выкупил Morgan Stanley в рамках опциона. В сумме это составляет 100% акционерного капитала компании. С учетом цены размещения суммарная капитализация компании на момент размещения составила $650 млн.

К вечеру вчерашнего дня капитализация составила $445 млн, или $8,9 за одну ценную бумагу, – на $205 млн меньше.

Во всем виноват годовой отчет TME, опубликованный в конце минувшей недели. Выручка компании по итогам 2005 г. составила $197,9 млн против $177 млн в 2004 г. увеличившись на 11,5%, EBITDA – $67,9 млн против $66,4 млн в 2004 г. (рост – 2,3%), чистая прибыль увеличилась на 2,7% и составила 30,4% против $29,6 млн в 2004 г. “Эти результаты, мягко говоря, не совсем удачны, – говорит аналитик инвесткомпании “Атон” Татьяна Капустина, – при покупке акций в феврале инвесторы ориентировались на показатели девяти месяцев 2005 г.”. Перед размещением TME показывала гораздо лучшие результаты: выручка компании за девять месяцев 2005 г. составляла $146,4 млн, на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года ($125,8 млн); EBITDA – на 13,3%, чистая прибыль – на 16,5%. По мнению Капустиной из “Атона”, инвесторов удивило, что показатели за девять месяцев были лучше, чем в целом за год, и это спровоцировало обвал.

Источник “Ведомостей”, участвовавший в размещении TME, говорит, что девятимесячная отчетность была выбрана неспроста: “В компании понимали, что размещение по годовым показателям было бы гораздо ниже, а так компанию удалось продать за $650 млн. Рентабельность EBITDA c 47% в 2002 г. снизилась до 32,8% в 2005 г., и это в той компании, где 69% выручки приходится на Россию, где рост рекламного рынка уже несколько лет составляет 30% в год!” “Материнская компания TME – Trader Classified Media, работающая на стабильных европейских рынках, показала за год более впечатляющие результаты: выручка достигла 309,5 млн евро (рост 16,5%), а EBITDA выросла на 10,6% до 60,3 млн евро”, – удивляется Капустина.

В TME падение выручки компании объясняют ухудшением финансовых показателей в Венгрии (-8,9%), где строительство новых квартир уменьшилось на 10%, соответственно, снизился и объем рекламы. До выхода на биржу инвесторы имели полную информацию о проблемах на венгерском рынке, заверил он. Затормозился и рынок рекламы в Москве – из-за закона “Об участии в долевом строительстве”, сообщил представитель TME: “Новых игроков на рынке не появилось, но конкуренция жесткая – за рекламные бюджеты в сфере недвижимости соревнуются в том числе печатные издания, телевидение, радио и производители наружной рекламы”.