РЫНОК ГАЗА: Не социальный товар


Зима 2006 г., в принципе обычная для России, вскрыла ряд системных проблем в российском ТЭКе, копившихся все последние годы. Очевидно, что у газовой отрасли больше нет резервов ни для осуществления сырьевых дотаций различных отраслей промышленности, ни для поддержания газового баланса страны на безопасном уровне.

Субъективные проблемы газовой отрасли уходят корнями в 90-е гг. В тот период ценовые пропорции на различные виды топлива отвечали мировой практике. В 1992 г. госрегулирование цен на большинство видов промышленной продукции и топливных ресурсов было отменено, на газ – оставлено. В результате за год уголь подорожал в 50 раз, мазут – в 155 раз, а газ – всего в 20 раз.

Газовая отрасль из “национального достояния” превратилась в дойную корову для отдельных секторов промышленности, где темпы роста цен в разы превышают рост цен на газ. Газовики дотируют энергетику, экспортно-ориентированные отрасли – металлургию, агрохимию и ряд других, лишая себя экономически обоснованных инвестиций, необходимых каждому добывающему предприятию для обеспечения воспроизводства геологических запасов, модернизации и обновления основных производственных фондов и т. д.

Дешевый газ не стимулирует потребителей использовать альтернативные виды энергоносителей, модернизировать свои производства. В электроэнергетике потребление газа растет опережающими темпами по отношению к объемам газодобычи – дешевый газ просто “палится” в низкоэффективных агрегатах с КПД вдвое ниже среднемирового (30% против 60%).

При этом, если сопоставить показатели Энергетической стратегии до 2020 г. и фактические уровни добычи и потребления газа, мы увидим, что газовый баланс России в ресурсной части уже сейчас закрывается с помощью среднеазиатского газа и опережающих темпов добычи российского газа. По уровню добычи мы вышли на 2010 г., уровню потребления газа (+18%) – на 2020 г. И это при росте ВВП за 2000–2005 гг. всего на 26%. Совершенно непонятно, каким образом будет обеспечиваться удвоение ВВП. Не импортным же газом, в конце концов, по цене $100 и выше за 1000 куб. м.

Энергетическая стратегия предусматривает к 2010 г. установление в России мировых ценовых пропорций на различные виды топлива. Однако заложенный в стратегии уровень цен на 2006–2008 гг. делает это абсолютно нереальным. Если прирост цен до 2005 г. опережал темпы инфляции на 8–10%, то начиная с 2006 г. он сократится до 0,5–2% и может стать отрицательным, если реальная инфляция, что весьма вероятно, превысит прогнозируемые уровни.

Таким образом, как текущий, так и прогнозный уровни регулируемых цен, изначально не являющиеся экономически обоснованными, предполагают наращивание инвестиционного дефицита и стагнацию отрасли, стимулируют появление системного кризиса, причем не только в газовой отрасли.

Чтобы избежать упрека в том, что независимые производители торгуют газом по “свободным” ценам и нас проблемы ценовой дискриминации не касаются, отмечу, что 10% добытого газа “Новатэк” продает по регулируемым ценам. А так называемые “свободные” цены независимого сектора намертво привязаны к объемам газа, продаваемого по регулируемым ценам.

Нельзя не сказать и о негативном влиянии на рост добычи газа в независимом секторе сложившейся практики расчета и утверждения Федеральной службой по тарифам цен на услуги по его транспортировке. Для нас доля услуг по транспорту в цене на газ составляет 51% при 10% в Европе.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости срочных мер по изменению дискриминационной политики, проводимой в отношении газа. Будущее благополучие газовой отрасли и развитие промышленности во многом будут зависеть от правильности и своевременности решений, которые законодательная и исполнительная ветви власти будут вынуждены принимать в ближайшее время.

По мнению экспертов UBS, с учетом роста темпов инфляции и спроса на газ внутри страны цены на голубое топливо к 2010 г. должны удвоиться и составить порядка $80 за 1000 куб. м. Необходимо понять, что газ давно перестал быть социальным товаром. Принятие серьезных и, может быть, непопулярных решений в перспективе только повысит конкурентоспособность нашей промышленности в мировом масштабе, сохранит на должном уровне энергобезопасность нашей страны.