С повинной головой


Американская прокуратура обвиняет аудиторскую компанию KPMG в разработке схем уклонения от налогов и продаже этих схем клиентам. За три дня до судебных слушаний, на которых решится, будет ли продолжено дело в отношении компании, бывший партнер KPMG Дэвид Ривкин – один из 19 обвиняемых по этому делу – признал свою вину. Работавшему в KPMG в 1999–2004 гг. Ривкину, налоговому юристу из Сан-Диего, грозили обвинения по 39 эпизодам уклонения от налогов. По мнению следствия, он разрабатывал схемы минимизации налогов, которые помогли девяти клиентам компании избежать уплаты налогов на сумму $235 млн. А всего, по оценке налоговиков, разработанные сотрудниками KPMG схемы лишили государство $2,5 млрд доходов. Обвинения в продаже клиентам сомнительных услуг получили 17 бывших (наряду с Ривкиным) сотрудников компании, а также адвокат и консультант по инвестициям, не работавшие в KPMG, но оказывавшие ей помощь в разработке и продаже этих услуг.

Ривкин признался, что в 1999 г. он предлагал клиентам долгосрочные инвестиционные схемы, позволяющие компаниям получить фиктивные убытки, уменьшающие налог на прибыль (одна схема была связана с выпуском облигаций, а другая – с инвестированием в офшорах). Схемы были разработаны и одобрены старшими партнерами KPMG, а Ривкин получил от начальства список лиц с доходами выше $20 млн, которым он должен был звонить и предлагать новые услуги. Юрист поведал следствию, что он готовил фальшивые документы, использовавшиеся клиентами для заполнения налоговых деклараций, и скрывал от властей существование незаконных схем минимизации налогов, опираясь на неверное толкование правил конфиденциальности отношений с клиентами.

Сегодня суд должен решить, будет ли он ходатайствовать о снятии обвинений всем 19 обвиняемым. По условиям соглашения, заключенного Ривкиным со следствием, он признал себя виновным лишь по двум эпизодам обвинения – заговору с целью уклонения от налогов и одному факту уклонения. Прочие обвинения с Ривкина сняты, но 42-летнему юристу грозит пятилетний срок за каждое из признанных обвинений. В обмен на свидетельские показания против других обвиняемых наказание может быть смягчено. Сама KPMG еще в 2005 г. заключила соглашение с обвинителями, по которому выплачивает $456 млн, признает нарушения закона, но судебному преследованию не подвергается.

За соучастие или подстрекательство к преступлению привлечь налогового консультанта к ответственности можно и в России, замечает Максим Яковлев из юридического агентства “Ирсан”. Но для этого надо доказать, что он знал о готовящемся нарушении закона, говорит Яковлев. К тому же по российскому законодательству совершенное в составе группы преступление карается строже, поэтому клиенты налоговых консультантов не заинтересованы закладывать тех, кто им помогал. “Заведомо незаконные рекомендации никто под своей подписью не даст, а доказать умысел крайне сложно”, – добавляет адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. (Использована информация DJ.)