Заправились на троих


Известно, что морские суда съедают немало топлива: за год международный морской флот потребляет примерно 140 млн т топлива, и эта цифра растет еще на 2% ежегодно. Бункеровкой в мире занимаются около 500 компаний. А в России крупнейших заправщиков следует искать в порту Санкт-Петербурга, где ежегодно потребляется 1,2 млн т судового топлива. Но бункеровочный рынок, т. е. бизнес по заправке топливом судов, – один из самых закрытых. Ни владельцы российских бункеровщиков, ни их финансовые показатели никогда официально не раскрывались. Первым пришлось стать “Трансбункеру”, который сам называет себя крупнейшим бункеровщиком в СНГ. В начале апреля “Трансбункер” готовится разместить дебютные кредитные ноты (CLN) на $125 млн. Организатор – Альфа-банк. Road show начнется сегодня в Москве и завершится 9 апреля в Лондоне. Именно в информационном меморандуме к CLN “Трансбункер” и раскрыл структуру, доходность и основных владельцев своего бизнеса.

“Трансбункер” вполне может заинтересовать инвесторов, считает начальник центра анализа конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов. “Сейчас вообще мода на новые отрасли и новые имена, а у “Трансбункера” хорошая динамика роста”, – рассуждает он. Эта компания, по его оценке, стоит $450–500 млн.

Консолидированная выручка всей группы “Трансбункер” оказалась сопоставимой с оборотами “Перекрестка” или “Иркута”. За девять месяцев 2005 г. она составила $558 млн, за весь год – более $750 млн, указывается в меморандуме. Чистая прибыль по итогам января – сентября составила $26 млн. Чистая рентабельность – 5%, операционная – 6%. С такой доходностью бункеровка встает в один ряд с автозаправочным бизнесом (6–8% операционной рентабельности) и продуктовой розницей (4–11%), констатирует аналитик “Траста” Алексей Демкин. Причем у “Трансбункера” рентабельность не самая высокая для бункеровочного рынка, добавляет гендиректор его конкурента – “Контур СПб” Александр Терентьев. Но рентабельность своей компании не уточняет.

Владельцами “Трансбункера” оказались два бывших инженера Ванинского порта – Иосиф Сандлер и Сергей Пугачев (председатель совета директоров “Трансбункера”), а также бывший начальник налоговой инспекции по Нюрбинскому району Игорь Сидоров. Их доли в компании в меморандуме не уточняются. Президент “Трансбункера” Альберт Тралла лишь замечает, что все трое контролируют более 75% в головной компании группы – Tanor SA. Оставшийся пакет – у иностранных инвесторов, включая давнего партнера “Трансбункера” – британскую компанию Dagfin.

По словам директора по корпоративным финансам “Трансбункера” Сергея Драчевского, в компании сейчас идет реструктуризация. Головная структура – Tanor SA (Швейцария). Ей подчиняются четыре субхолдинга – владелец основных активов группы Transbunker Capital Ltd (Кипр), отвечающий за коммерческую и техническую эксплуатацию Transbunker Management Ltd (Кипр), субхолдинг, отвечающий за зарубежные трейдинговые операции (пока у него нет названия) и его аналог для российских операций Transbunker Holding Ltd (Москва). Центры прибыли – около десятка трейдинговых компаний.

Одессит и выпускник Одесского института инженеров морского флота, Пугачев стоял у истоков “Трансбункера”, именно ему принадлежит идея создания компании, вспоминает Тралла. Свой бизнес “Трансбункер” начал в 1991 г. Первым активом стала бункерная база в порту Ванино. А учредителями – Хабаровский, Ачинский и Комсомольский НПЗ, Сахалинское пароходство и Ванинский порт. Сандлер – выпускник того же одесского института и тоже работал инженером в Ванинском порту. Сидоров, единственный из этой троицы уроженец Дальнего Востока, стал партнером, “будучи настоящим финансистом”. НПЗ и порт вышли из уставного капитала “Трансбункера” в 1998 г. после дефолта, рассказывает Тралла. Дальше трое партнеров поднимали бизнес сами, с кредитной поддержкой Сбербанка, добавляет он. На все проекты владельцы “Трансбункера” потратили в сумме $130 млн. Сначала построили НПЗ на 600 000 т в Ванино, стали крупнейшими бункеровщиками на Дальнем Востоке. Затем решили идти в Европу. Первой базой стала Одесса, затем – Новороссийск, последним – Санкт-Петербург. Сейчас у “Трансбункера” 12 судов, пять нефтебаз, бизнес по торговле нефтепродуктами и самые серьезные планы на будущее – удвоить мощности НПЗ в Ванино, построить два новых завода на Украине и в европейской части России (площадка еще не выбрана), обновить флот и занять первое место на крупнейшем питерском рынке. На все это “Трансбункер”, по словам Траллы, намерен потратить $300 млн. Большая часть будет привлечена за счет CLN. Оставшаяся – за счет кредитов и планируемого на 2007–2009 гг. IPO. Размер пакета, который может достаться инвесторам, пока не определен. Площадкой, скорее всего, станет Лондонская фондовая биржа.