Баффет проиграл


Хьюстонская компания Seitel с 1982 г. занимается сбором сейсмических данных для нескольких сотен нефтегазовых компаний, работающих в Мексиканском заливе и на его побережье, а также на западе Канады. В последние годы ее дела идут не блестяще, в 2002 г. компания пережила скандал, когда из-за обвинений в финансовых махинациях пришлось уйти в отставку ее гендиректору и нескольким топ-менеджерам. С 2001 г. Seitel ни разу не удавалось завершить год с прибылью, самый большой убыток – на $212,4 млн она понесла в 2002 г. В июле 2003 г. Seitel объявила о банкротстве и обратилась в суд за защитой от кредиторов.

Незадолго до этого все облигации Seitel скупила холдинговая компания Баффета Berkshire Hathaway. В конце того же года, когда акции Seitel стоили 35 центов, Баффет сделал компании предложение о покупке из расчета 40 центов за акцию. Менеджмент одобрил сделку и уже подготовил план рестуктуризации, когда против нее выступили акционеры компании.

Не принимать предложения Баффета их уговорил 42-летний Харлей, портфельный управляющий фонда HBV Mellon Alternative Strategies, раньше работавший мастером на мыловаренной фабрике. Он убедил акционеров, что, воспользовавшись его стратегией, они могут рассчитывать на большее. Харлей предложил Seitel разместить новый выпуск акций среди инвесторов, работающих с высокими рисками, чтобы расплатиться с кредитором – Berkshire Hathaway. HBV обещал дать $75 млн, за которые он должен был получить 15 млн варрантов на покупку акций Seitel по цене 72 цента за каждую. Фонду в то время принадлежало 8% акций компании, но по соглашению он получал право довести свой пакет до 83,4%. Акционеры Seitel эту схему одобрили, и вскоре был принят новый план реструктуризации компании.

Когда через год Seitel вышла из состояния банкротства, она рассчиталась с Berkshire Hathaway, вернув ей $288 млн. Доход компании Баффета от этой сделки составил 52%. А вот Харлей, не спешивший расставаться с акциями Seitel, заработал на них гораздо больше. Его фонд в итоге довел свой пакет до 24%, покупая акции Seitel в среднем по 40 центов за бумагу. В конце февраля HBV наконец продал свой пакет целиком другому хедж-фонду – ValueAct Capital из расчета $2,75 за акцию, т. е. почти в семь раз выше цены покупки. А в среду при закрытии торгов акции Seitel стоили $3,18.

“Просто здорово, когда можешь хорошо заработать для своих инвесторов”, – говорит Харлей, не скрывающий радости от того, что хотя бы раз смог переиграть самого Баффета. Вложения в Seitel, действительно, поправили положение HBV, результаты которого в последние годы были неровными. По данным исследовательской фирмы Greenwich-Van Advisors, в 2005 г. доходность этого фонда составила 1,48% годовых, в 2004 г. – 23,36%, в 2003 г. – 6,27%, а среднегодовой доход за этот период составил примерно 13%. Впрочем, по стабильности Харлею до инвестиционного гуру очень далеко. По словам Баффета, с 1951 г. (до того, как он стал совладельцем Berkshire Hathaway) его среднегодовой доход от инвестиций составляет 31%. (WSJ, 29.03.2006, Татьяна Бочкарева)