ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА: Преступность в ассортименте


Репертуар пополнится коллекцией преступных деяний. В российской тайге свирепствуют охотники за головами. В Германии шалят кровожадные маньяки. В Америке группа грабителей берет в заложники семью банковского работника. Во Франции беспощадный гангстер страдает от раздвоения личности. И только у англичан ничего особенно страшного на этой неделе не случилось: просто один парень увел девушку у другого – тоже, в общем, не совсем честное дело.

“Охота на пиранью” (Россия, режиссер Андрей Кавун, в ролях: Владимир Машков, Евгений Миронов, Светлана Антонова, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин, Михаил Ефремов) – умопомрачительная экранизация одноименного романа-бестселлера Александра Бушкова. Сюжеты в общих чертах совпадают. Спецназовец Мазур (мускулистый Машков) едет вместе с секретной барышней-химиком (симпатичная Антонова) уничтожать тайную военную лабораторию. В сибирской глуши где-то рядом с Китаем их ловят странные господа, ряженные в казачков и офицеров царской армии. Проживают ряженые в таежном городишке, где хозяйничает местный барин Прохор Петрович (крашенный под альбиноса Миронов). Барин любит охотиться на людей. Спецназовец, понятное дело, не спасует: смастерит себе ножик из костяшки, соорудит лук с тетивой из волос красавицы и даст супостатам отпор. Роман Бушкова – это довольно дикая смесь ненависти, таежного ницшеанства, обид на всех подряд, кровожадности и посконного патриотизма. Его киноверсия, сделанная с азартом и хулиганской удалью вроде бы на полном серьезе, как крутой боевик, выглядит настолько абсурдно, что больше веселит, чем пугает.

“Антитела” (Германия, Antikorper, режиссер Кристиан Альварт) – очень рационально и аккуратно придуманный немецкий триллер про маньяка. В Берлине полиция ловит серийного потрошителя, за которым числится несколько зверских убийств мальчиков. Об этом узнает провинциальный полицейский, который, в свою очередь, занят расследованием убийства девушки, случившегося в его родном поселке и с которым, как он убежден, маньяк как-то связан. Отсылка к “Молчанию ягнят” довольно очевидна и сделана нарочито, чтобы поймать зрителя на крючок и в конце огорошить развязкой, переворачивающей все с ног на голову. Без подобного кульбита теперь, кажется, ни один порядочный триллер обойтись не может. Надо отдать должное немцам – свой трюк они проделывают элегантно, с остроумной и уместной ссылкой на библейский сюжет. Головоломка с многочисленными ложными сюжетными ходами получилась достаточно сложной, чтобы дождаться ее разъяснения, и достаточно кровавой, чтобы в процессе не соскучиться.

“Свидетель на свадьбе” (Великобритания, The Best Man, режиссер Стефан Шварц, в ролях: Стюарт Таунсенд, Сет Грин, Эми Смарт, Джейн Хау) – фирменный британский продукт, комедия про обаятельного неудачника. Главный герой по имени Олли (Таунсенд) – несостоявшийся писатель, никто его всерьез не воспринимает, вдобавок еще и неуклюж. Первое, что приходит в голову, – мужской вариант Бриджит Джонс. И вот лучший друг предлагает Олли стать свидетелем на свадьбе. Но, увидев невесту, Олли влюбляется в нее и понимает, что друг ее недостоин. Кажется, только англичане и умеют делать из таких невзрачных историй вполне симпатичное кино, которое ни на что не претендует, но тем не менее радует своим мягким меланхоличным юмором.

“Огненная стена” (США, Firewall, режиссер Ричард Лонкрейн, в ролях: Харрисон Форд, Алан Аркин, Джимми Беннет, Пол Беттани) – технологический триллер про ограбление банка с применением Харрисона Форда в качестве самой высокой технологии. Не очень понятно, почему в русском названии компьютерный термин перевели буквально, так что кино вроде как получилось про пожар. Пожара же никакого нет, а есть цифровой брандмауэр, защищающий компьютерную систему банка от взломщиков. Построил ее некий Джек Стэнфилд (Форд) благополучный гражданин, квалифицированный специалист, порядочный человек, хороший семьянин – короче говоря, совершенно пряничная фигура. Банда злоумышленников захватывает семью Стэнфилда, требует секретных кодов, паролей и т. д. Глядя на их глупую суету вокруг мониторов, убеждаешься, что грабить банки по старинке, размахивая пистолетами, куда эффективнее. Нелепо смотрится в роли компьютерного гения и Харрисон Форд. Но когда начинаются неизбежные драки, погони и стрельба, все становится на свои места, и даже можно досмотреть эту не особо изобретательную историю до совершенно очевидной развязки.

“Мое сердце биться перестало” (Франция, De battre mon coeur s’est arrete, режиссер Жак Одиар, в ролях: Ромен Дюри, Оре Атика, Эммануэль Девос) – ремейк картины Джеймса Тобака “Пальцы”. Фабула у фильмов совпадает. Одаренный молодой человек живет двумя жизнями. В одной он беспощадный гангстер. В другой – мечтательный юноша и талантливый пианист. Благодаря знакомству с юной китайской пианисткой у него появляется шанс оставить криминальный бизнес и заняться музыкой. Но разделить две жизни герою не удается, и постепенно они смешиваются, доводя его до безумия. Жак Одиар утверждает, что свой фильм он придумывал как ответы на вопросы, возникшие у него к картине Тобака. Поэтому получился не столько ремейк, сколько рассуждение на заданную тему. Фильм дошел до московского проката как-то очень поздно. Его премьера состоялась еще на прошлогоднем Берлинском кинофестивале, после которой критика очень хвалила Одиара за мастерскую стилизацию фильма-нуар, а исполнителя главной роли Ромена Дюри – за превосходную игру (его даже сравнивали с молодым Делоном). Но в этом случае все-таки лучше поздно, чем никогда.