Как пристроить $1 млн


Оказалось, что треть опрошенных россиян первым делом купили бы на выигранные деньги недвижимость, автомобиль и другие предметы роскоши. А еще четверть потенциальных миллионеров потратили бы деньги на оплату обучения, медицинских услуг. Эти результаты опроса ничуть не удивили социологов. По словам пресс-секретаря “Ромир Мониторинга” Анны Матвеевой, наученные горьким опытом прошлого россияне до сих пор склонны тратить, а не сберегать. А директор центра бизнес-технологий “Катарсис” Галина Сартан подчеркивает, что старшее поколение несколько раз за минувшие 15 лет теряло сбережения, это заставляет людей менять деньги на товары, которые не обесценятся. По мнению же директора центра макроэкономических исследований “БДО Юникон” Елены Матросовой, уровень жизни большой части населения настолько низок, что люди в первую очередь думают о приобретении необходимых вещей, а не об инвестициях.

“Приобретение хорошего жилья, мебели, новых автомобилей, бытовой техники для большинства граждан выходит на первое место, так как у многих этого просто нет”, – соглашается директор по проектам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Владимир Дудницкий. В начале марта специалисты ВЦИОМ также задали 1600 гражданам старше 18 лет вопрос “Если бы у вас было 50 000 руб., как бы вы ими распорядились?”. 33% опрошенных заявили, что сразу бы потратили эту сумму на то, что хочется, или то, что необходимо приобрести.

Намерение людей тратить свободные деньги преобладает в ответах на вопросы социологов уже не первый год. Согласно ежегодному исследованию группы ЦИРКОН, с 2000 по 2005 г. на приобретение крупных вещей для себя и своей семьи готовы были потратить все свободные деньги 30–40% населения. “Все потому, что за эти годы большинство людей так и не разрешили свои финансовые проблемы”, – уверена Матросова.

Склонность тратить деньги вообще свойственна людям, замечает директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев. “Всегда есть что-то, что хочется купить, и, конечно, как только появляются деньги, человек приобретет желанную вещь”, – объясняет он.

Желание тратить вовсе не является нашей национальной особенностью. Летом 2005 г., когда ирландка Долорес Макнамара выиграла $135 млн в европейскую лотерею Euromillions, Би-би-си спросило посетителей своего сайта, что бы они сделали с такой суммой. Около двух третей ответивших (в основном это британцы) были готовы потратить все или часть денег – на покупку дома, футбольного клуба, путешествия, раздачу денег родственникам и друзьям, полет в космос, благотворительность и др.

Инвесторы – не мы

Исследование “Ромир Мониторинга” показало, что некоторые россияне готовы инвестировать крупные суммы. 12% опрошенных заявили, что предпочли бы положить выигранный $1 млн в банк и жить на проценты. А вот такие виды инвестирования, как ценные бумаги, паи ПИФов, покупка драгоценных металлов, вложения в пенсионные фонды, по словам Матвеевой, назвали лишь около 1% опрошенных.

Сартан считает, что эти цифры свидетельствуют о “низкой финансовой просвещенности граждан”. “Все, что непонятно и требует объяснения, вызывает у населения недоверие”, – говорит она. “Альтернативные банковским вкладам инструменты не только требуют специальной подготовки, но и отнимают время, приходится следить за котировками акций, индексами, переживать. А вклад – просто и надежно”, – поясняет зампред правления банка “Абсолют” Олег Скворцов. То, что банковские вклады сейчас застрахованы, а альтернативные вложения – нет, часто играет немаловажную роль, подчеркивает Владимир Дудницкий.

Когда специалисты ВЦИОМ предложили россиянам выбрать, как распорядиться суммой в 50 000 руб., 24,8% опрошенных выбрали банковский депозит. А 2,1% собирались вложить эту сумму в паи ПИФов, и столько же человек купили бы ценные бумаги компаний. В золото и ювелирные изделия намеревались вложить деньги 1,4% населения. Впрочем, эти показатели укладываются в статистическую погрешность исследования ВЦИОМ – 3,4%.

“На 50 000 руб. недвижимость или машину не купишь, на проценты с такого капитала не проживешь, поэтому люди предпочли бы просто отложить эти деньги”, – объясняет Скворцов. “Наши люди считают, что обязательно нужно иметь какую-то сумму на черный день и хранить в банке в качестве неприкосновенного запаса”, – добавляет Матросова.

Нужно признать, что в стремлении стать рантье и отойти от дел россияне явно уступают жителям высокоразвитых стран. Так, рекрутинговая интернет-компания Monster Global Network провела опрос среди своих британских подписчиков на тему “Вы бы продолжали работать, если бы выиграли в лотерею 5 млн фунтов?”. Немедленно уволились бы 45% ответивших на вопрос, продолжать работать неполный рабочий день хотели бы 30%, 14% взяли бы длительный отпуск, потратили бы большую сумму, а затем вернулись бы на работу, и лишь 10% готовы продолжать ежедневно выполнять свои должностные обязанности в полном объеме.

Свое дело

По данным и “Ромира”, и ВЦИОМ, инвестировать свободные деньги в собственный бизнес независимо от суммы сейчас готовы около 9% населения. “Как правило, это молодые люди в возрасте 18–24 лет. Среди более старшего поколения жив советский менталитет, когда человек предпочитает быть наемным работником, нежели предпринимателем”, – подчеркивает Матвеева.

По данным ЦИРКОН, на протяжении последних шести лет, с 2000 по 2005 г., в среднем доля тех, кто хотел бы вложить средства в собственное дело, составляла 5,5–7,5%. Сравнительно низкий интерес россиян к предпринимательству социологи связывают с отсутствием знаний основ бизнеса. Матросова считает, что большинство людей помимо прочего боятся различных сложностей и просто опасаются все потерять. Воробьев непопулярность вложений в бизнес объясняет большим количеством бюрократических препон, которые не каждый способен преодолеть.