Cмотреть невозможно, но хочется


Традиционно одно из важных мест московских фотобиеннале – Манеж. На этот раз фотовыставками (продлятся до 30 апреля) был заполнен только его нижний этаж, впрочем, очень вместительный. Огромные пространства продиктовали выбор – не теряются в манежных просторах только очень крупные работы. Поэтому и на выставках подобрались в основном монументальные эстетские произведения.

Главное тут – ретроспектива, начиная с 60-х гг., Яна Саудека (раньше его у нас называли Судеком). Его манера узнаваема и с годами не теряет мощи своего отрицательного обаяния. Он строит очень сложное изображение, искусственно “старит” снимки, словно подчеркивает, что исследует вечные темы – сексуальные перверсии, столкновение красоты и уродства, экзистенциальное одиночество. На этой выставке Саудека его фирменных снимков с толстыми, голыми и безобразными было мало, а без отталкивающих провокационных изображений, без “проржавевших” фотографий впечатление от знаменитого чеха оказалось приглушенным, хотя все равно сильным.

Тут же, в Манеже, показали выставку Лоретты Люкс “Воображаемые портреты” – сильно компьютеризированные изображения маленьких девочек, кажущихся космическими пришельцами или персонажами фильмов ужаса.

Очень симпатичные выставки открылись в ГУМе (до 5 мая), прямо на одной из линий магазина. Прежде всего очень темпераментные фоторепортажи итальянца Федерико Паттелани с конкурса красоты “Мисс Италия” 1947 г. – тут все шумно и жизненно, как в фильмах неореализма. Серия француза Жильбера Гарсена “Свидетель” развлекает кадрами мучений чудаковатого господина, страдающего аутизмом.

Большая порция выставок досталась Центральному дому художника (до 26 апреля). Посмотреть здесь приятно и “Средиземноморье” Миммо Йодиче – серию элегических снимков, на которых живыми кажутся полуразрушенные античные скульптуры. И обреченную на успех у публики, разросшуюся со времен первого выпуска (он был прошлым летом) выставку “Пляжный роман. Серия-2” – собрание фотографий, сделанных на пляжах за последние лет пятьдесят. От смешных черно-белых любительских фоток теток в полосатых купальниках до современных крупноформатных фотокартин Игоря Мухина и Сергея Чиликова, без снисхождения рассматривающих расслабившихся на солнце.

Тут же показывают три выставки голландцев. Из них больше всего запомнилась завораживающая видеоинсталляция Ларса Нильсона In Orgia – несколько долгих минут на огромном экране проистекает жизнь: в одном углу молодые ребята выясняют отношения, в другом – кто-то разговаривает, на заднем плане играют в футбол, изредка “картину” пересекают случайные прохожие, а в середине несколько голых людей занимаются будничным сексом. Фокус тут в том, что планы картины странно смещены и инсталляция по сложности композиции и по идеологии напоминает старую живопись малых голландцев, умевших поэтизировать обыденность и все проявления жизни принимать благосклонно.