Не вините винил


В небольшом городке Робель в 90 км от Берлина расположена необычная фабрика. На ней немец Йорг Хан, 42-летний директор звукозаписывающей компании Optimal, возрождает технологию записи виниловых пластинок, о существовании которых многие люди успели позабыть, а те, кто помоложе, могут и вовсе не знать. Цель у него вполне прозаическая – получение прибыли. Он доказывает, что, даже в отрасли, которую крупные звукозаписывающие лейблы давно списали со счетов, можно неплохо заработать. “Мы заняли эту нишу, когда из нее ушли гиганты – Sony и Universal, – говорит Хан. – Это произошло 10 лет назад, и с тех пор дела у нас идут отлично”. Сейчас предприятие производит 4,5 млн пластинок в год. Среди клиентов Optimal Хан называет небольшие звукозаписывающие компании, компании, занимающиеся классической музыкой, и гигантов отрасли. “Крупные лейблы часто используют виниловые грампластинки в качестве рекламного инструмента. Но производить их собственными силами невыгодно”, – говорит Хан. Не спадает интерес и со стороны меломанов, которым нравится звучание винила, а самое главное – атмосфера, которую они создают.

Компания Optimal – самый крупный производитель виниловых пластинок в Германии и один из крупнейших в Европе. Чтобы угодить своим покупателям, Хану приходится проявлять изобретательность. Например, он выпускает цветные пластинки (в том числе и ярко-розовый альбом Мадонны) или пластинки с изображениями исполнителей или групп прямо на виниле.

К тому же чтобы сократить издержки, компании пришлось оптимизировать производственный цикл и выкинуть из него целые звенья. Наряду с винилом компания выпускает 150 млн DVD и компакт-дисков в год. Пока в одном здании станок печатает красочные обложки для дисков и пластинок, в другом здании тысячи упаковок съезжают с конвейера для отправки корпоративным и частным клиентам. “Мы заметили, что наших клиентов стала все больше беспокоить логистика, и отреагировали соответствующим образом”, – говорит Хан.

Но все же по сравнению с современными станками, которые работают практически бесшумно и раз в три секунды выдают по компакт-диску, цех, где производят виниловые пластинки, кажется картинкой из прошлого. Здесь, шипя и пыхтя, тяжелые прессы, как будто явившиеся из 70-х гг. прошлого столетия, не спеша (примерно раз в 25 секунд) штампуют виниловые грампластинки. Часть производственного оборудования была взята в аренду. Над одним из станков табличка: “Арендовано у Немецкого музея техники”. Другие станки были ввезены из Швеции, России и многих других стран. “Такое оборудование больше не выпускается, поэтому мы покупаем то, что есть, и держимся благодаря запчастям”, – рассказывает Хан.

По словам Хана, норма прибыли от продажи пластинок выше, чем от продажи компакт-дисков, “где конкуренция очень высока”. В результате винил внес “небольшой, но заметный” вклад в прибыль компании, которая в 2004 г. составила 10,2 млн евро при обороте 58,5 млн евро. С середины 90-х гг. продажи виниловых пластинок выросли вдвое и составляют около 1 млн штук в год.

Российский рынок виниловых пластинок очень мал, говорит Юрий Гришин, основатель и владелец компании “Энциклопедия редких записей”. Год назад он оставил затею продавать записи на грампластинках в Москве. “Стало скучно”, – объясняет он свое решение. Круг интересов любителей грамзаписей очень ограничен. Они готовы покупать записи, которые они слышали в 60-е и 70-е гг. прошлого века: Rolling Stones, Led Zeppelin, Uriah Heep, говорит Гришин. “За последние полтора года в Москве закрылось три магазина виниловых грампластинок”, – говорит Александр Козик, директор компании Obo & hobos. Но сам не теряет надежды. “Мы пытаемся вновь научить людей покупать винил”, – говорит он. Магазин Obo & hobos работает уже полтора года. Пока большая часть клиентов – профессиональные диджеи. Но рынок винила в России значительно шире, считает Козик.

В Москве продается около 10 000 виниловых грампластинок клубной электронной музыки в месяц, говорит Виталий Назьмов, гендиректор компании Pitch. Средняя цена грампластинки – 350 руб. И объемы продаж растут. За последние три года оборот компании Pitch, специализирующейся на этом сегменте, вырос в 10 раз, говорит Назьмов. Что будет с рынком через три года, он не берется предсказывать. “Даже высочайшее качество звучания винила не может противостоять удобству, которое принесли в нашу жизнь цифровые форматы”, – говорит Назьмов.

Идею производства винила в России и Гришин, и Козик считают утопичной. По их сведениям, производственное оборудование с Апрелевского завода грампластинок – некогда крупнейшего в СССР – было вывезено за рубеж. А попытка возродить производство с самого начала была обречена на неудачу, говорит Козик. В начале 2005 г. завод был признан банкротом, на его территории сейчас вещевой рынок. Галина Пастушенко, хранительница музея закрытого завода, расположенного в местном доме культуры, для журналистов была недоступна – она была занята на торжествах, посвященных празднованию 90-летия ее сотрудницы. (Использованы материалы FT.)