НМТП заплатит владельцам $600 млн


В середине апреля совет директоров НМТП должен одобрить скупку контрольных пакетов акций пяти операторских компаний Новороссийской бухты, рассказали “Ведомостям” председатель совета директоров Инвестсбербанка Александр Пономаренко и заместитель гендиректора УК “Уралсиб” Евгений Терентьев. В числе этих компаний – Новороссийский судоремонтный завод (НСРЗ), “Новорослесэкспорт”, Новороссийский зерновой терминал, комбинат “Импортпищепром”, флот НМТП, а также приморская Балтийская стивидорная компания (БСК). Покупать их пакеты будет банк-агент, соглашение с которым также одобрит совет НМТП. Пономаренко и Терентьев говорят, что цель сделок – создать в Новороссийском порту единый холдинг. Такая стратегия, по их словам, была принята еще пять лет назад. Консолидация должна завершиться к концу первого полугодия, сейчас она согласовывается с государством. Сумму сделок собеседники “Ведомостей” назвать отказались.

Но два близких к НМТП источника говорят, что доли в шести компаниях обойдутся порту почти в $600 млн. Это сопоставимо с капитализацией самого НМТП. В пятницу она составила в РТС $847 млн. Сейчас, по данным самого НМТП, ему уже принадлежит 34% акций флота НМТП (занимается буксировкой судов), 22,7% “Импортпищепрома” (перевалка масла и нефтепродуктов) и 17% “Новорослесэкспорта” (лесной терминал). В НСРЗ 30,3% акций у государства. А вот оставшиеся доли всех шести операторов на равных контролируют Инвестсбербанк и “Уралсиб”, говорят собеседники “Ведомостей”. После консолидации активов Инвестсбербанк намерен выкупить 33% акций НМТП у “Уралсиба”. Об этом они договариваются еще с осени прошлого года.

Оценка небольших портовых операторов в $600 млн поражает воображение, замечает аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов. С ним согласен его коллега из “Центринвест груп” Михаил Ганелин. Впрочем, никто рентабельности их бизнеса не знает: консолидированной отчетности они никогда не публиковали, оговариваются эксперты. Если сделка действительно обойдется НМТП в такую сумму, то весь холдинг будет стоить $1,2 млрд, посчитал Ганелин. Реальная стоимость его активов – с учетом того, что для скупки НМТП займет минимум $400 млн, – составит около $1 млрд. А пакет “Уралсиба” будет стоить $300–400 млн в зависимости от условий сделки, полагает Ганелин.

Источник в Сбербанке рассказал “Ведомостям”, что владельцы Инвестсбербанка уже обсуждали с ними возможность привлечения кредита для сделки с “Уралсибом” на сумму до $450 млн. Но даже если контроль в НМТП обойдется Инвестсбербанку в $300 млн, для нашей страны это станет крупнейшей портовой сделкой. К примеру, 51% акций второго по величине порта России – Морпорта Санкт-Петербург обошелся в 2004 г. основному владельцу НЛМК Владимиру Лисину примерно в $150 млн.