ПРАВИЛА ИГРЫ: Из нашего кармана


Если бы не глубокая уверенность, что неодушевленные сущности не умеют испытывать злорадство, то я бы непременно написала, что с нового года государство только и делает, что изощренно издевается над производителями спиртного. Новый закон о регулировании оборота алкогольной продукции был принят за несколько дней перед новым годом, в спешке, сразу в двух чтениях, и был вроде бы недурен. Но процесс введения его в действие превзошел все ожидания.

Сначала Гознак не успел с акцизными марками нового образца к 1 января, когда новую продукцию уже нельзя было метить старыми. Заводы встали. Какое-то время производители отгружали старую продукцию со складов. Производство алкоголя в январе сократилось на 95,8%; другими словами, не было легально произведено практически ничего. Дальше возникли перебои с отгрузкой – старые запасы кончились, раздача марок все еще не началась. Рынок стал занимать нелегальный алкоголь. К началу февраля была напечатана первая порция марок, но к производителям она не попала до середины месяца – чиновники не удосужились разработать порядок их выдачи. Одновременно простаивающие заводы именно сейчас должны тратить сотни тысяч на установку оборудования для новой системы учета продукции; система не работает, оборудование сбоит, система передачи информации не разработана.

Между тем регионы, которые по новому закону от регулирования рынка отстранены, изощряются как могут, пытаясь найти способ продолжать хоть что-то получать с производителя: где вопреки закону введут собственную дополнительную марку, где продолжают незаконно требовать дополнительной сертификации. Налоговики же кое-где отказываются продавать акцизные марки предприятиям, имеющим задолженности бюджету (после январских простоев неудивительные). А в Думу между тем внесен новый законопроект: хотят запретить покупать спирт заводам, которые заранее не представят банковской гарантии на уплату акциза. И вообще поговаривают о введении госмонополии. Деловой климат – как в сказке.

Тут очень легко отмахнуться: проблемы возникли всего лишь у одной отрасли, да еще и многим неприятной. Только ведь акцизные марки – это всего лишь простой и удобный государству инструмент сбора налогов. А налоги в России, в отличие от большинства стран, устроены так, что физические лица напрямую казне почти ничего не платят; отдают государству денежки населения почти исключительно фирмы. Даже подоходный налог: расходы-то несете вы, а перечисляет ваши деньги в казну и общается с налоговиками в основном ваш работодатель. В уплате других налогов (за некоторыми исключениями вроде налогов с импортеров природных ресурсов) население участвует косвенно, как конечный потребитель, на которого переносятся издержки. Расходы по тем же акцизам вы, покупатель, в некоторой пропорции делите с производителем – у него падает прибыль, для вас растет цена. Отношения государства с бизнесом по поводу налогов – это на самом деле его налоговые отношения со всем обществом.

Так вот, собирая с бизнеса наши деньги, государство позволяет себе еще и многократно умножать издержки, связанные с их сбором. Соберут на рубль, а напакостят – по чиновничьей небрежности, в предновогодней спешке – на десятку. Не только бизнесу, а экономике в целом. То есть нам, конечным налогоплательщикам.