Рособоронлоббизм


В пятницу в конференц-зале “Рособоронэкспорта” прошло общее собрание СМР, в состав было принято 50 новых членов (ранее там состояло лишь 16 предприятий), включая “АвтоВАЗ”, “Камаз”, корпорацию “Аэрокосмическое оборудование”. Экс-премьер России Иван Силаев добровольно покинул пост президента союза. На его место избрали Артякова, а Чемезов занял новую должность руководителя бюро СМР. В беседе с корреспондентом “Ведомостей” Артяков признался, что собирается превратить эту организацию в “общенациональный отраслевой союз, активно лоббирующий интересы машиностроительного комплекса на региональном, федеральном и международном уровне”. В прошлом году Артяков стал также членом совета Объединения автопроизводителей России (ОАР) – ведущей лоббистской организации в автопроме.

“Рособоронэкспорт” не первая госкомпания, которая обзавелась собственной лоббистской структурой. Политолог Алексей Макаркин указывает на “Газпром”, который использует в аналогичных целях Союз нефтегазопромышленников. По мнению эксперта, для отстаивания своих интересов в правительстве и парламенте необходимо не только иметь выход на Кремль, который есть у Чемезова, но и владеть инструментом для бюрократических процедур. А эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко добавляет, что теперь “Рособоронэкспорт” получил рупор, с помощью которого будет выступать в дискуссиях с председателем военно-промышленной комиссии Сергеем Ивановым.

Почетный президент РСПП Аркадий Вольский не видит в СМР, даже усиленном новым руководством, какого-либо конкурента своему союзу. По его мнению, это скорее “желание вырваться и показать что-то из себя”. Аналитик компании “Метрополь” Александр Жуков проводит параллели между Чемезовым и Владимиром Каданниковым, который лоббировал интересы “АвтоВАЗа” и при этом был публичной фигурой. Но для этого надо еще выступать с политическими заявлениями на ТВ, отмечает Макаркин.