Сетевое правосудие

Б. Володин

В начале мая Минэкономразвития должно внести концепцию развития судебной системы в правительство, сообщил глава МЭРТ Герман Греф. В нынешней ФЦП “Развитие судебной системы” (2002–2006 гг.) основное внимание уделялось улучшению материального состояния судов и росту численности судей. В будущей – информационной открытости государственных органов, говорится в проекте ФЦП “Развитие судебной системы на 2007–2011 гг.”.

Нынешняя ФЦП стоила 44,9 млрд руб., следующая обойдется примерно в 200 млрд руб. 34 млрд руб. пойдут на арбитражные суды, остальное – на Верховный суд и суды общей юрисдикции. Правда, уточняет источник в судебном департаменте при Верховном суде, цифры еще не прошли окончательное согласование в Минфине: под вопросом, например, замена металлических клеток в залах судебных заседаний на загородки из пуленепробиваемого стекла общей стоимостью 2 млрд руб. Европейский суд по правам человека, поясняют в судебном департаменте, считает помещение подсудимых в клетку унижением их достоинства.

В Высшем арбитражном суде (ВАС) намерены сосредоточиться на информационно-телекоммуникационной системе, которая позволит вести электронный документооборот. Начнется публикация в Интернете судебных решений – идет разработка типового сайта арбитражного суда. С введением цифровой подписи по Интернету можно будет подавать иски, знакомиться с их содержанием, рассылать повестки и даже участвовать в заседаниях с помощью видеоконференц-связи. Внедрение информационных технологий (система связи и удостоверяющий центр) обойдется в 3,6 млрд руб. Но “качественное и скорое отправление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей”, отмечается в программе. Пока в 60% судов – и общей юрисдикции, и арбитражных – помещения в 3–4 раза меньше нормативных. Решение “квартирного вопроса” для арбитражных судов потребует 13 млрд руб., для судов общей юрисдикции – 42,2 млрд руб.

Новые стандарты правосудия потребуют резкого увеличения штатов. Количество арбитражных судей, например, должно вырасти на 1200 человек, а работников их аппарата – на 9000. Зарплата в аппарате уже в следующем году вырастет в 1,5 раза. Судьи общей юрисдикции должны также избавиться от личных контактов с заявителями, которые, как утверждают авторы программы, часто заканчиваются обвинениями в коррумпированности. Это потребует 5100 сотрудников, которые будут вести прием граждан. Еще 13 000 человек придется нанять, чтобы у каждого судьи появился помощник. В арбитражной системе расходы на эту часть программы оценивают в 3,2 млрд руб., в системе судов общей юрисдикции – в 88 млрд руб.

Зарплату повышать надо, иначе – кадровая текучка и низкая квалификация персонала, соглашается депутат Госдумы Сергей Попов (“Яблоко”). Однако качество правосудия зависит не только от материального благосостояния, считает он: “Когда-то люди ходили в суд как в театр и процессы проходили при заполненных залах. Сегодня многие судьи стараются сделать так, чтобы посторонних в залах не было”. По мнению депутата, судьи не заинтересованы в публикации собственных решений в Интернете: рано или поздно обнаружится, что по сходным делам принимаются диаметрально разные решения.

“Надо поднимать зарплаты судьям”, – убежден и управляющий партнер компании “Линия права” Андрей Новаковский. По его мнению, коррумпированность судей остается главной проблемой отечественного правосудия. Создание дворцов правосудия может быть и будет работать на имидж суда, но главное – “это возможность рассчитывать на справедливое решение и на его своевременное исполнение”, убежден он. По мнению председателя Совета судей Юрия Сидоренко, рост финансирования судов свидетельствует, что государственная политика направлена на укрепление судебной власти: “В 1998 г. у судов не было денег на конверты для повесток. Теперь же их годовой бюджет превышает $1 млрд”.