Ученые ушли в оборону


Аналитик “Брокеркредитсервиса” Вячеслав Жабин полагает, что “Русфинтеху” будет сложно продолжать консолидацию акций ИПФ. “Государство сейчас пристально следит за стратегически важными предприятиями, – говорит Жабин. – Поэтому у крупных акционеров института будет мощная поддержка”.

“Русфинтех” начал скупать ценные бумаги новосибирского Института прикладной физики в январе 2006 г. по 250 руб. за акцию. По словам гендиректора “Русфинтеха” Александра Матросова, сейчас компания уже владеет более 5% акций института и намерена консолидировать контрольный пакет. “Институт неэффективно управляется, – полагает Матросов. – При его потенциале он мог бы получать немалую прибыль, и мы бы могли оптимизировать его деятельность”. Матросов считает, что некоторые разработки института, в частности рентгеновскую установку с безвредным для человека действием, можно коммерциализировать, а пустующие площади сдавать в аренду.

Нынешние владельцы института намерены противостоять приходу нового акционера и сохранить за собой контроль над активом. Крупнейший акционер ИПФ – председатель совета директоров Юрий Лохов предпринял контрскупку акций ИПФ. По данным Матросова, Лохову и близким к нему структурам принадлежит сейчас более 50% акций ИПФ. “В марте Лохов предложил мне продать скупленные акции ИПФ и предостерег от дальнейшей консолидации, пояснив, что это не одобряют госструктуры, – рассказал Матросов. – Но я планирую продолжать скупку и уверен, что до конца года приобрету 10%, что даст мне право участвовать в управлении”.

Лохов подтвердил, что в феврале – марте 2006 г. вел контрскупку акций ИПФ, отказавшись уточнить, сколько акций успел консолидировать. По его словам, у “Русфинтеха” есть шанс скупить еще 15% акций института, которые пока раздроблены среди сотрудников института. Лохов считает, что участие “Русфинтеха” в управлении не принесет пользы ИПФ. “Сдавать пустующие площади ИПФ в аренду в корне неправильно, – уверен Лохов. – Проводить по соседству с посторонними фирмами физические эксперименты и работать со сведениями, составляющими гостайну, попросту опасно”. Источник, близкий к акционерам ИПФ, рассказал, что выкупить у “Русфинтеха” приобретенные 5% акций Лохову предложили представители Минобороны, опасаясь вмешательства частного капитала в работу института по оборонному заказу.

На стороне нынешних владельцев ИПФ выступают и власти региона. “Усиление влияния “Русфинтеха” на институт чревато потерей оборонного заказа ИПФ, – полагает директор департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергей Семка. – Например, “Машпроект” вел серьезные работы для оборонки, пока его не купил “Русфинтех”. Интересы подобных НИИ и частных коммерческих структур часто не сочетаются”. Матросов говорит, что “Машпроект” стал прежде всего арендным бизнесом, так как компания не увидела в нем перспективного научного потенциала, а в структуре доходов “Новосибгражданпроекта” выручка от аренды составляет 25%, у “Сибгипрошахта” – около 40%, а остальное приходится на научные разработки.

В ноябре 2005 г. “Русфинтех” также начал скупку акций омского института “Омскгражданпроект” (ОГП), но сумел консолидировать только 2,5% акций. Узнав о планах новосибирцев, гендиректор ОГП Иван Любчич организовал контрскупку акций ОГП, доведя свой пакет с 12% до 27%, а также, по словам Матросова, запретил сотрудникам института под угрозой увольнения продавать акции “Русфинтеху”.