ИНТЕРВЬЮ: Рафаэль Акопов, гендиректор “Проф-Медиа”


За последний год медиахолдинг Владимира Потанина и Михаила Прохорова – “Проф-Медиа” радикально изменился. Покупка кинокомпании “Централ Партнершип”, телеканала “2 х 2”, издательского дома “Афиша” и при этом продажа “Газпрому” общенациональной политической газеты “Известия” фактически превратили “Проф-Медиа” в холдинг развлечений и досуга. В интервью “Ведомостям” гендиректор “Проф-Медиа” Рафаэль Акопов рассказал, как российский рынок СМИ готовится к выборам 2008 г.

– С чем связано кардинальное изменение стратегии компании?

– Политически направленным холдингом “Проф-Медиа” не был никогда. Он был преимущественно газетным холдингом. А когда у вас один из сегментов существенно доминирует над всеми остальными, это создает нестабильную ситуацию. Тем более когда речь идет, возможно, о самом тяжелом из медийных сегментов – газетном. У нас была задача диверсифицировать бизнес за счет тех сегментов, в которых более понятна рыночная среда. Мы проанализировали, куда бы мы хотели пойти, и решили, что нас интересует сегмент, связанный с досугом. В него и инвестировали. Конечно, мы теперь совсем другая компания. С этого года газеты перестали быть нашим главным активом.

– Как бы вы отранжировали медийные активы “Проф-Медиа” по объемам доходов и по рентабельности?

– По рентабельности у нас на 1-м месте b2b-направление. Прекрасную динамику прибыльности демонстрируют радио и, конечно, “Комсомольская правда”. Высокомаржинальный бизнес также у “Централ Партнершип”. Что касается издательского дома “Афиша”, то у него в этом году бюджет инвестиционный. Мы планируем вложиться как в развитие онлайн-сегмента, я имею в виду Afisha.ru, так и в офлайн. В наших планах развитие журнала “Большой город”, в этом году он выйдет помимо Москвы в 10 городах-миллионниках. Проект “Синема Парк” на данной стадии тоже инвестиционный.

– Сколько вы собираетесь инвестировать в развитие “Афиши”?

– В онлайн-направление – пока непонятно, а в “Большой город” – около $5 млн.

– Сколько денег было вложено “Проф-Медиа” в 2005 г. и будет вложено в 2006 г.?

– По тем приобретениям, которые мы сделали, ни по одной сделке мы не объявили сумму. И объявлять ее сейчас нет никаких причин. Если говорить об инвестициях, то в общей сложности за 2005–2006 гг. мы инвестируем в контент около $100 млн. Инвестиции в развитие сети кинотеатров “Синема Парк” на сегодняшний день составляют $60 млн при общей стоимости проекта примерно $115 млн.

– Как финансируются сделки?

– Это деньги акционеров, которые вносятся в капитал “Проф-Медиа”, наш cash flow, банковские кредиты.

– У вас теперь есть производство фильмов, компания-прокатчик, кинотеатры, журналы, которые пишут о фильмах. Каких звеньев еще не хватает?

– Телевидения. Но сейчас мы находимся в стадии приобретения телеканала “2 х 2” и собираемся его запустить зимой этого года. Все наши “дочки” работают друг с другом на рыночных условиях без преференций.

– Кто возглавит “2 х 2”?

– Наталья Вашко, до последнего времени – программный директор канала ТНТ.

– Какой будет концепция телеканала?

– Пока концепции канала нет. Можно запустить канал общего интереса или запустить нишевый продукт. Единственное, что я точно знаю, – что на канале не будет новостей. Только посвященные могут делать новости.

– Даже деловых новостей не будет?

– Деловые, культурные и социальные новости могут быть, а вот самых главных новостей там, конечно, быть не может. Надо иметь сакральные знания, чтобы транслировать такие новости.

– Как вы оцениваете переход российского телевидения на цифровое вещание?

– Первая страна, которая завершит переход к цифровому вещанию, – Финляндия. Поживем – увидим. У нас пока не определен даже государственный орган, который будет регулировать переход на “цифру”. Существует конфликт компетенций между Министерством связи и Министерством культуры. И пока этот конфликт не разрешен, не очень понятно, как этот сегмент будет развиваться. А нас в связи с переходом на “цифру” беспокоит существование так называемого социального пакета.

– Что это такое?

– Есть концепция, что будет сформирован пакет бесплатных телеканалов. Или почти бесплатных. Остальные телеканалы, которые не входят в соцпакет, должны продаваться потребителям как платное телевидение. Наличие соцпакета не является чем-то противоречащим рынку. Но не определены правила включения каналов в этот пакет. Там не должно быть каналов, которые присутствуют на рынке рекламы, потому что тогда это ставит каналы, которые являются рекламоносителями, в неравноправные условия. Тем не менее “цифра” открывает новые возможности для бизнеса.

– Какие?

– Торговля контентом. Внедрение цифрового телевидения означает, что появится много телеканалов. И это открывает для продавцов и владельцев контента новые возможности – с ростом числа каналов качественный продукт, который можно на них показывать, будет в дефиците. На западных рынках даже есть слоган Content is the king. Наши действия на рынке телевизионной и кинодистрибуции, дистрибуции в Интернете направлены на решение этой задачи. Я, например, не вижу перспектив победы государства над пиратскими CD и DVD. Да и модель “окон” для кинофильмов – сначала кинотеатр, потом DVD, потом платное телевидение, потом бесплатное – перестает работать. Индустрия аудиовизуальных развлечений должна выработать более гибкие механизмы распространения контента.

– Вы неоднократно говорили, что газеты доживают последние годы и будущее за новыми медиа – Интернетом, мобильными устройствами. Когда же вы продадите “Комсомолку” и другие газеты?

– Газетный сегмент представляется нам наиболее проблематичным в российских СМИ. В стране десятки тысяч газет, 90% из которых никаких экономических предпосылок для своего существования не имеют и являются PR-инструментами для местных властей, для тех или иных групп. Вопрос бизнеса перед ними не стоит, и это им очень вредит, так как они не имеют никакого стимула к завоеванию доли, к самосовершенствованию. В целом по газетному сегменту тренд отрицательный. И, кстати, не только в России, он негативен по всему миру. Доли газет в рекламных бюджетах глобально снижаются. Но при этом понятно, что такая страна, как наша, не может существовать без крупных газет. В силу исторических и экономических причин “Комсомольская правда” относится именно к таким газетам, и ее развитие, в принципе, направлено против тренда. Газетный сегмент падает, а “Комсомольская правда” растет, и это то, что мы видим в последние годы. И будем видеть в ближайшие лет пять.

– Но вы все-таки ее продадите?

– Год-полтора назад меня все спрашивали, продаются “Известия” или нет? Это вопрос цены и времени. У нас в компании любой из активов в какой-то момент может быть продан. И “Комсомольская правда” – не исключение.

– В отчете “Газпрома” за 2005 г. написано, что монополия заплатила $25 млн за 51% акций “Известий”. Это хорошая цена?

– Мне все равно, кто и что опубликовал. Мы договаривались не раскрывать сумму сделки, и я не буду эту договоренность нарушать.

– В этом году “Проф-Медиа” впервые стала делать консолидированную аудированную отчетность. Это подготовка к IPO?

– Любая хорошая компания должна проходить отчетность по российским и международным стандартам. В 2006 г. мы прогнозируем консолидированный оборот на уровне $300 млн. Плана подготовки к IPO у нас нет, но мы хотели бы быть в состоянии, которое позволило бы нам провести IPO или крупную сделку где-нибудь в 2008–2009 гг., если бы мы этого захотели.

– Какой максимальный пакет может быть размещен на бирже?

– Скорее всего если и будет размещен, то миноритарный пакет.

– Сколько сейчас стоит “Проф-Медиа”?

– Если бы IPO проходило в ближайшие месяц-два, речь бы шла о сумме более $0,5 млрд.

– В этом году медийные компании активно выходят на фондовый рынок. Кому интересны эти активы?

– У нас в России любая телевизионная сеть – кроме “Муз-ТВ”, пожалуй, – или государственная, или иностранная. Если мы посмотрим на существующие в России телесети, то увидим, что пять находятся под иностранным контролем. Это СТС, “Домашний”, ТВ3, DTV и MTV. Это много. И обратите внимание, что все проекты неполитические. Один – музыкальный, а другие – развлекательные. Этот сегмент для иностранных инвесторов очень притягателен.

– Стоит ли ожидать на рынке сделок, приуроченных к выборам 2008 г.?

– Конечно, стоит. Речь идет о политизированных сегментах рынка с низким уровнем консолидации. Например, это газеты.

– Сейчас, кстати, ходят слухи о продаже издательского дома “Коммерсантъ”.

– Да, ходят. Ходят слухи про “АиФ”, “Коммерсантъ” и “Комсомольскую правду”.

– Наверное, “Коммерсантъ” – наиболее политизированный продукт по сравнению с “АиФ” и “Комсомолкой”?

– Нет, конечно. “Коммерсантъ” – это издание, которое, условно говоря, распространяется внутри МКАД. Это естественная граница его электорального влияния. Если ваш вопрос в том, будут ли сделки с политическим контекстом, – да, такие сделки будут. Они неминуемы. Сделки по крупным СМИ во всех странах мира – это всегда политика. Это не российский феномен, как нам иногда пытаются объяснить. Так происходит во Франции, в Англии, везде. Представьте, продается газета Figaro. Это политическая сделка? Конечно, политическая. Два года назад продавалась лондонская Daily Telegraph. Это также была политическая сделка, что публично обсуждалось и в английской, и в международной прессе. Сделки с крупными СМИ – всегда политические сделки, и, конечно, перед выборами 2008 г. такие сделки следует ожидать.

– А кто купит “Коммерсантъ”? “Газпром-Медиа”?

– Они купили “Известия”, и, возможно, им понравилось. Так что, может быть, и они. Не знаю, спрашивайте их.

– Чем “Газпром-Медиа”, в правление которой вы одно время входили, отличается от “Проф-Медиа”?

– Объемом неэкономических обязательств.

– Как часто вы сталкиваетесь с цензурой?

– Не сталкиваюсь я с цензурой. Вы ведь знаете, что “Проф-Медиа” – это не СМИ. Мы фактически инвестиционный фонд, мы не занимаемся редакционной политикой, мы не контролируем редакции. Мы определяем рыночное позиционирование своих СМИ.

– Акционеры вмешиваются в ваш бизнес?

– Отношения между “Интерросом” и “Проф-Медиа” – это отношения между инвестором и фондом. Но в отличие от “нормального” фонда у меня более высокая степень автономии в “Интерросе”.