За спиной Шойгу


Большинство россиян не одобряет деятельность правительства (51%), довольна его работой треть опрошенных (33%). Положительный рейтинг всего у пяти из 18 министров. На первом месте – бессменный министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу: его одобряют 75% опрошенных, и только 12% недовольны его деятельностью. Как пояснил руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов, Шойгу – “ярко выраженный харизматик”, людей привлекает его образ народного заступника. По словам эксперта, во всех опросах он на втором месте по популярности после президента России Владимира Путина.

На втором месте – министр обороны, вице-премьер и кандидат в преемники Сергей Иванов, работа которого устраивает более половины (51%) респондентов, а не устраивает – 26%. Первый вице-премьер и также кандидат в преемники Дмитрий Медведев пока сильно отстает – 37% и 21% соответственно. Но процент людей, которые вообще не знают о существовании Медведева, выше обеих этих цифр: 42%. Об Иванове не знают 23% опрошенных.

В прошлом году Медведев не рейтинговался, а популярность Иванова стала на 3% меньше. Бызов объясняет это большим количеством негативной информации, связанной с армией. Но скандалы мало сказываются на репутации министра обороны, потому что при всех проблемах армия пользуется авторитетом, говорит эксперт. Данные ВЦИОМ согласовываются с информацией, имеющейся у “Левада-центра”, говорит замдиректора этой организации Алексей Гражданкин. По его мнению, частое и продолжительное появление на телеэкранах министра обороны постоянно напоминает гражданам о его существовании, а его экранный образ внушает людям доверие. Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем отмечает, что Иванов выступает по злободневным вопросам, что способствует его популярности.

Рейтинги упоминаемости министров, составленные с помощью информационно-аналитической системы “Медиалогия”, в целом подтверждают связь между появлением тех или иных политиков в СМИ и их популярностью в народе. За 2006 г. Иванов появлялся в средствах массовой информации почти вдвое чаще, чем Медведев; Иванов фигурировал скорее в негативном контексте, а Медведев – скорее в нейтральном.

Тем не менее социологи говорят об успешном продвижении Медведева. Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров объясняет это его информационной активностью, которую он показал всего за пять месяцев. Гражданкин считает, что людям надо привыкнуть к Медведеву, а для этого нужно продолжительное время – и до выборов оно еще есть. Бызов подчеркивает, что, по данным ВЦИОМ, Медведева поддерживают наиболее незащищенные слои населения – они возлагают надежды на успех национальных проектов, и многое будет зависеть от их результатов. Но пока Медведев как политическая фигура не сложился, отмечает Бадовский, хотя его активно информационно раскручивают. А замруководителя Центра политических технологий Борис Макаренко отмечает, что пока рано списывать Медведева со счетов: рейтинги одобрения могут совсем не совпадать с электоральными предпочтениями граждан.