Размещайся кто может


Россия переживает настоящий бум IPO. Если в 2004 г. зафиксировано пять публичных размещений на $600 млн, то в 2005 г., по данным портала Mergers.ru, их было уже 13 (из них 10 – в Лондоне), в ходе которых компании и их владельцы привлекли более $4,5 млрд. Бумаги разместили АФК “Система”, “Новатэк”, “Евраз”, НЛМК, Urals Energy, “Пятерочка” и др. На этом русская волна останавливаться не собирается. IPO планируют сразу несколько торговых сетей – “Дикси”, “Копейка” и “Магнит”, страховая компания “Ингосстрах”, а рекордную сумму – до $30 млрд – хочет привлечь государственная “Роснефть”.

Одновременно и государство быстро наращивает долю в бизнесе: уже сейчас оно стало крупнейшим бенефициаром в рыночной капитализации страны, подсчитали недавно аналитики Альфа-банка. По их расчетам, за 2,5 года его доля выросла в полтора раза – до 30%, или $190 млрд. Причем за самые крупные приобретения государство заплатило щедрую рыночную цену: за 10,7% акций “Газпрома” “дочки” монополии получили $7,4 млрд, а структуры губернатора Романа Абрамовича продали “Газпрому” 72% акций “Сибнефти” за $13,1 млрд.

IPO – один из способов защиты бизнеса от неопределенности, от государства, заявил вчера Шохин. “Некоторые предприниматели занимают пассивную позицию – если уж государство захочет отобрать кусок актива, то уж лучше сначала разместиться в Нью-Йорке или Лондоне, чтобы дать власти ориентир, по какой цене можно приобретать”, – цитирует его Reuters. Союз, который Шохин возглавил в сентябре 2005 г., представляет интересы крупного бизнеса, и в его бюро правления входят все крупнейшие бизнесмены страны, включая президента АФК “Система” Владимира Евтушенкова, совладельца “Интерроса” Владимира Потанина, основного владельца НЛМК Владимира Лисина, председателя наблюдательного совета “Альфа-групп” Михаила Фридмана. Связаться с Шохиным вчера не удалось, а представитель РСПП предупредил, что президент союза выразил свое личное мнение.

О том, что в преддверии выборов в администрации президента стали смотреть на IPO как на хеджирование политических рисков, “Ведомостям” рассказывал менеджер одной из крупных компаний. И именно поэтому скоро не стоит ждать размещений крупных “знаковых” компаний, рассуждает он, ведь это не одобрят в Кремле. Впрочем, у сотрудника администрации президента другое мнение насчет IPO: он называет выход на биржу “способом легитимизации бизнеса”. “Российские компании доросли до такого уровня, при котором IPO возможно и нужно. Плюс выход на биржу помогает снять потенциальные претензии со стороны государства”, – говорит он.

Больше всего таких рисков у предпринимателей, бизнес которых построен на приватизированных компаниях, прежде всего сырьевых, отмечает управляющий директор “Тройки Диалог” Дмитрий Кушаев. Мнение о том, что IPO позволит снизить политические риски, он считает заблуждением. Наличие акций на международных биржах может обезопасить от непрозрачного определения цены выкупа, полагает он. О том же говорит и акционер одной из нефтегазовых компаний. “Газпром” бесплатно получил контроль над “Нортгазом”. Такой фокус с “Новатэком”, акции которого сейчас торгуются в Лондоне, вряд ли удался бы”, – отмечает он. IPO и последующее обращение акций на бирже можно рассматривать как элемент торговли в случае продажи бизнеса, добавляет топ-менеджер крупного западного инвестбанка. Но пример ЮКОСа показал, что наличие иностранных инвесторов не остановит запланированную атаку на компанию, говорит он.

Впрочем, сами бизнесмены утверждают, что не оглядывались на государство. “Планируя IPO “ВСМПО-Ависмы”, мы не думали о том, за сколько государство могло бы выкупить у нас компанию. У нас в мыслях не было, что государство проявит к нам интерес в таком объеме, как сейчас, – подтверждает председатель совета директоров “ВСМПО-Ависмы” Вячеслав Брешт. – Нам IPO было нужно, потому что это самые дешевые деньги, которые могла бы привлечь компания. К тому же нас тогда легче было бы сравнивать с конкурентами, а это важно для клиентов”. “ВСМПО-Ависма” попала в поле зрения “Рособоронэкспорта”, который уже получил контроль над “АвтоВАЗом”, а сейчас хочет купить титановую корпорацию. И если “АвтоВАЗ” госкомпания получила бесплатно благодаря его казначейским акциям, то, по свидетельству участников рынка, за каждую бумагу “ВСМПО-Ависмы” торговец оружием готов заплатить $285 (вчера в РТС они стоили $230). Впрочем, Брешт это отрицает, утверждая, что “Рособоронэкспорт” не делал конкретных предложений по цене и размеру пакетов.