Унитарный кордон


Летом 2005 г. Госдума приняла революционный закон о госзакупках: при цене контракта выше 250 000 руб. чиновники с 1 января обязаны закупать товары и услуги, “для которых существует сложившийся рынок и сравнение которых возможно только по цене”, исключительно на аукционах. “Нестандартизованные” заказы выше этой суммы должны распределяться на конкурсах. Госорганы обязаны размещать извещения о торгах и информацию об их результатах не только в официальных СМИ, но и на сайтах. А правительство создало единый портал для оповещения о закупках по всей стране. В феврале оно назначило контролировать госзакупки.

Приступив к работе, чиновники службы обнаружили в законе противоречивый пункт. Он не позволяет принимать участие в конкурсе “аффилированным лицам”. “Эта статья практически исключила из круга участников конкурсов государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы), которые уж точно являются аффилированными [с государством]”, – рассказал руководитель ФАС Игорь Артемьев в интернет-конференции “Гаранта”. ФАС недоумевает: то ли это “революционный шаг вперед с заранее обдуманными намерениями” и ей не следует допускать на конкурсы все казенные и оборонные предприятия, водоканалы и т. д., то ли просто ошибка. Служба направила запросы в Минюст и правительство, но пока допускает МУПы и ГУПы до конкурсов. “Иначе будет нарушена Конституция, которая устанавливает равные права в отношении частной и государственной собственности”, – считает Артемьев.

По букве закона госпредприятия надо исключать, объясняет председатель комитета по экономической политике Думы Валерий Драганов. Объем рынка госзакупок с 1,3 трлн руб. в 2005 г. вырастет, по прогнозу Драганова, до 1,6 трлн руб. в 2006 г. Именно с ГУПами, до сих пор выполнявшими большую часть госзаказов, связано большинство коррупционных схем. “А закон мы принимали, чтобы сократить коррупцию, обеспечить реальную конкуренцию”, – говорит Драганов. Но он не исключает, что в закон могут быть приняты поправки: “Артемьев зря просить не будет”. А по мнению председателя комитета по промышленности Мартина Шаккума, ГУПы нельзя считать аффилированными с государством и они смогут спокойно участвовать в конкурсах и при действующем законе.

Использование в качестве поставщиков ГУПов не всегда приводило к коррупции и удорожанию заказа, отмечает ведущий эксперт Института госзакупок РАГС Василий Ермаков. Многие такие предприятия созданы под конкретные цели – питание, уборка, транспорт, – но государство передает им помещения, а ГУП оказывает услуги за 3 млн руб., тогда как их рыночная стоимость – 15–20 млн руб. Теперь проблемы возникли и у заказчиков, и у поставщиков: ГУПы не знают, как выживать, а у некоторых госорганов и муниципалитетов встала работа. “Министерство проводит конкурс на оказание услуг питания, а победитель вынужден арендовать помещение и оборудование у ГУПа”, – рассказывает Ермаков. Но в долгосрочной перспективе это правильная норма, заключает он: “Прямая подведомственность ГУПа дает ему инсайдерскую информацию и преимущественное положение. Лучше уж финансировать их напрямую”.