Бизнес на гостях


Тихий лидер

Три-четыре года назад крупные российские и иностранные компании наперегонки заявляли о создании национальных гостиничных сетей. Холдинг “Русское золото” собирался построить 200 отелей, скандинавская гостиничная группа Rezidor SAS – 50, принадлежащий АФК “Система” “Интурист” и “Базовый элемент” – по 20. Каждый обещал потратить на это сотни миллионов долларов. Однако громкие проекты забуксовали. “Русское золото” ничего не построила, “Интурист” пока приобрел московские отели “Космос” и “Пекин”, петрозаводскую “Северную” и сочинскую “Камелию”, Rezidor предпочла развиваться в России по франшизе, “Базовый элемент” открыл первую гостиницу в Саяногорске, а летом добавит к ней еще одну – в Сочи. “Они хотели строить отели международного стандарта, которые будут окупаться 9–10 лет. Неудивительно, что многие переключились на офисы или торгкомплексы, окупающиеся втрое быстрее”, – объяснял “Ведомостям” Александр Лесник, генеральный директор Hotel Consulting Management Group.

Вложения в “советскую” гостиницу можно вернуть за пять лет, рассказывает Дмитрий Златкин, член совета директоров компании Amaks Grand Hotels. Ему вместе с партнерами – Александром Аспидовым и Валерием Гараевым удалось создать крупнейшую в России по числу объектов и географическому охвату сеть, скупив 13 “советских” отелей с общим номерным фондом в 1700 номеров. Во сколько это обошлось, партнеры не говорят, хотя признаются, что потратили меньше $50–60 млн, в которые оценивают эти активы сейчас. К примеру, пакет 60–70% акций “Туриста” в Перми, по данным участников местного гостиничного рынка, обошелся бизнесменам в 2002 г. в 50 млн руб., а с тех пор подорожал примерно вдвое.

В реконструкцию отелей партнеры вложили $20 млн и в 2006 г. добавят к ним еще $10 млн, говорит Аспидов.

Год назад гостиничные консультанты и конкуренты скептически отнеслись к известию о появлении в России новой сети. Они сомневались, что владельцы смогут эффективно ею управлять: построены гостиницы в 1970-х гг., до приобретения находились в плохом состоянии и не приносили прибыли. “Ни одна международная сеть не возьмет их в управление, перестроить их под современные стандарты невозможно”, – говорил тогда “Ведомостям” топ-менеджер крупной консалтинговой компании. Заявленных инвестиций хватит на приличный ремонт максимум двух отелей, вторил ему другой консультант.

Партнеры создали собственную управляющую компанию Amaks Grand Hotels. Выручка гостиниц выросла в среднем на 250%, загрузка – на 30%, а выручка компании в прошлом году составила около $29 млн (для сравнения: оборот московского “Космоса” с 1770 номерами составляет, по экспертным оценкам, $20 млн). Доходность бизнеса – 20%, утверждает член совета директоров Amaks Александр Аспидов. Это хороший показатель, считает Лесник: хотя в регионах спрос на гостиничные услуги превышает предложение, 60% провинциальных отелей работают с нулевой рентабельностью. А у большей части оставшихся этот показатель составляет 5–6%.

Случайный выбор

Совладельцы Amaks не скрывают, что гостиничным бизнесом занялись случайно. В родной Перми они инвестировали в разные предприятия: риэлторские, туристические, сельскохозяйственные и промышленные. (Дмитрий Златкин, например, был совладельцем Лысьвенской чулочно-носочной фабрики и трех местных птицефабрик.) Пакет акций “Туриста” достался им в залог под кредит, вспоминает Златкин, а прежние владельцы – топ-менеджеры отеля не смогли его выкупить. Перепродать актив оказалось непросто – баланс отеля был отрицательным, и новым собственникам пришлось самим управлять предприятием. “Мы отремонтировали отель, поменяли менеджмент и вскоре убедились, что гостиничный бизнес может приносить прибыль”, – рассказывает Златкин. Бизнесмены, планировавшие сосредоточиться на какой-то одной деятельности, продали прочие активы и занялись скупкой старых гостиниц туркласса. Сначала они приобрели 37% акций отеля “Сталагмит” и 45% отеля “Алмал-Урал” в Пермской области, затем переключились на другие регионы. Позже “Сталагмит” и “Урал” продали, посчитав, что три отеля в одной области будут конкурировать друг с другом. По числу гостиниц к Amaks пока приближается лишь группа Heliopark, управляющая 10 отелями. Правда, из них в ее собственности – только две.

Совладельцы Amaks уверены, что успех им приносит выбранная концепция: “3-звездочные номера – 4-звездочные услуги”. Уровень услуг позволяет компании конкурировать в регионах с другими старыми отелями. (Гостиницы-новостройки в Amaks соперниками не считают: номер в них обходится примерно в два раза дороже.) Средняя стоимость номера в отелях Amaks – $50 в сутки, в эти деньги входят такие нетипичные для демократичных отелей услуги, как шведский стол и бесплатный спортзал. Еще в отличие от многих ценовых конкурентов в Amaks есть стандарты обслуживания: к примеру, заселение гостя занимает не больше 3 минут, уборка номера – не более 35. В гостиницах есть штатные детективы, в коридорах ведется видеонаблюдение. “В каждом номере у нас лежит Библия, а в Казани и Уфе – еще и Коран, гости могут воспользоваться молельными комнатами, – рассказывает Златкин. – А еще постояльцы в номере находят шоколадку и приветственную открытку, а при повторном посещении получают скидку. Это мелочи, но гостиничный бизнес состоит из них”. Эффективность этого принципа, по его словам, доказывает то, что 80% постояльцев приезжают в отели Amaks второй раз. На дорогих услугах при правильном подходе можно даже сэкономить: оборудование для видеонаблюдения дешевле дополнительных охранников, а единые стандарты позволяют заключать сетевые договоры на поставку продуктов во все отели, отмечает он.

Цены в Amaks действительно демократичны. Например, в Ростове номера в принадлежащем компании 2-звездочном “Туристе” стоят от 800 до 3600 руб. в сутки, тогда как в 3-звездочном “Ростове” – 1400–10 000 руб., рассказывает исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. Вдобавок у “Туриста” хороший конференц-зал, где часто проводятся мероприятия даже федерального уровня, отмечает он.

Опрошенные “Ведомостями” туркомпании – партнеры Amaks довольны стандартами сети. Представитель ВАО “Интурист” говорит, что туристам нравится качество обслуживания в Amaks. А также то, что в отелях компании их еще и развлекают – например, проводят балы для гостей, отмечает Марина Смирнова из компании Colliers International. Другие недорогие отели этим обычно не занимаются. Менеджер транснациональной компании на условиях анонимности рассказал, что его компания селит своих командированных в отелях Amaks из-за хорошего соотношения цены и качества. “Мы не готовы переплачивать за двухспальные кровати и большие номера в международных отелях, но и не хотим селить сотрудников в плохих гостиницах. Amaks – золотая середина: простенько, но есть все необходимое”, – объясняет он.

Правда, Amaks сталкивается с серьезными проблемами при поиске хорошего персонала для гостиниц, замечает Татьяна Гостенина, генеральный директор компании Hospitality Management Group.

Златкин это подтверждает: в каждом отеле компании после покупки пришлось поменять до 80% сотрудников. В гостиницах сети за 1,5 года сменилось 23 директора. Обновление команды в Amaks не редкость. “Когда мы видим, что развитие застопорилось, меняем ключевых менеджеров”, – объясняет Златкин.

На всех фронтах

Николай Шаховцов, гендиректор компании “Сити Отель”, строящей гостиницы в России, уверен, что Amaks вытягивает бизнес за счет развлекательной части, прежде всего казино и игровых автоматов. Златкин и Аспидов признаются, что сопутствующие услуги приносят им половину выручки. Однако на игорный бизнес компания ставку не делает, утверждают они. “Это невозможно, когда новый закон об игорном бизнесе может запретить устраивать казино в гостиницах”, – говорит Златкин. Amaks больше надеется на конгресс-туризм, создавая в отелях современные конференц-залы. “Мы продвигаем лозунг “Владимир – город конгрессов”, – рассказывает Златкин. По его мнению, сейчас многие компании стремятся проводить корпоративные мероприятия вне Москвы, ведь это обходится в 5–6 раз дешевле. Amaks заманивает потенциальных клиентов спецпредложениями: если корпорация заказывает банкет в отеле, с нее не берут денег за аренду конференц-зала. За год компания провела в отелях более 1500 конференций.

Сейчас Amaks продолжает оптимизировать издержки. Например, компания хочет отказаться от услуг некоторых туркомпаний-посредников, накручивающих на цену номера по 200–300%. “Справедливая комиссия агента – 20–30%”, – объясняет Аспидов. Партнеры ведут переговоры о покупке доли в крупной российской туркомпании, которая будет поставлять клиентов по согласованным ценам, рассказали они. Правда, лидеры туристического рынка заявили “Ведомостям”, что ничего о таких переговорах не слышали.

Партнеры уверены, что они освоили гостиничный бизнес настолько, что могут управлять чужими отелями: Amaks собирается приобрести франшизу на международный гостиничный брэнд, уверяет Златкин. Если это удастся, компания готова брать в управление новые отели. По мнению Златкина, развитие двух направлений – собственных отелей туркласса под брэндом Amaks и “чужих” отелей под франчайзинговым брэндом – позволит его компании остаться самой большой гостиничной сетью и тогда, когда конкуренция серьезно обострится.