ИНТЕРВЬЮ: Тигран Нерсисян, совладелец и президент группы компаний “Бородино”


Свой бизнес совладелец и президент группы компаний “Бородино” Тигран Нерсисян сравнивает с конструктором. В 1993 г. он приехал в подмосковный Можайск из Армении, чтобы возглавить подсобное хозяйство переживавшего трудные времена колхоза “Бородино”. Здесь ему пришла в голову мысль начать выпуск газированных напитков. Вскоре “Бородино” обзавелось собственным производством пластиковых бутылок, типографией, которая печатает этикетки, рекламным агентством, заводом по производству оборудования для пищевой промышленности. “Моя мечта – предприятие замкнутого цикла”, – говорит Нерсисян. Эту мечту он обрел, когда учился на экономиста во Львове и изучал практику работы крупных иностранных корпораций.

Замкнутый цикл, по расчетам Нерсисяна, позволяет снизить долю расходов на сторонних субподрядчиков в себестоимости продукции до 5% и тем самым сделать ее более конкурентоспособной. Стратегия оправдала себя – стабильный рост оборотов позволяет “Бородино” вторгаться в новые сегменты рынка. В 2005 г. наибольшая часть выручки холдинга, оцениваемой Нерсисяном в $650–700 млн, пришлась на строительный бизнес.

Президент “Бородино” не скрывает, что его компания немного похожа на Советский Союз. Особенностью его управленческого стиля являются частые переносы производства и офисов с места на место или их перепрофилирование. В поисках наибольшей эффективности он готов преобразовать завод безалкогольных напитков в кондитерскую фабрику, чтобы затем создать на ее месте бизнес-центр с гостиницей. Оценку своеобразной стратегии Нерсисяна вскоре смогут дать портфельные инвесторы. Еще в середине прошлого года “Бородино” объявила о планах проведения IPO, которое, впрочем, до сих пор откладывалось. В интервью “Ведомостям” президент “Бородино” рассказал о строительстве пивных заводов в Мали и Конго, открытии новой сети продуктовых магазинов в Москве и совместном проекте с Минобороны.

– Почему вы начали с газированной воды?

– Потому что смогли собрать только оборудование для розлива воды. Средств на закупку чего-либо еще не было. Так что другого выбора у нас и быть не могло. У меня была мечта – создать предприятие замкнутого цикла. Я изучал опыт мировых предприятий-гигантов, и, хочу отметить, так работают многие корпорации. Изначально планировалось, что мы создадим многопрофильную группу предприятий. А с чего начинать – с машиностроения или розлива газированной воды, уже не важно. Это как конструктор.

– Начальную сумму вложений помните?

– Это были карманные деньги. Взять кредит в то время под 180–200% было невозможно. Поэтому мы буквально ждали, когда выйдет первая бутылка воды, чтобы ее продать, а деньги вложить. Первый кредит для покупки нового модернизированного оборудования мы взяли только через год – у банка “Возрождение” получили $500 000 под 70%.

– Как вы начинали работать на рынке слабого алкоголя?

– Мы начинали одними из первых, если не самые первые – еще в 1995 г. Никакой конкуренции тогда еще не было, но и спроса особенного тоже не было. Большие усилия требовались для того, чтобы прививать населению культуру питья подобных напитков. Ведь все это создавалось как альтернатива крепкому алкоголю и пиву.

– А не проще было начать с водки?

– Водку никогда не хотели выпускать. И сегодня наша позиция не изменилась. Мы выбирали напитки, которые были нам интересны. Производство коктейлей сложное, и не каждая компания сможет их производить.

– Говорят, что рынок слабого алкоголя стагнирует. Вы с этим согласны?

– Категорически нет. За три месяца 2006 г. мы обошли семимесячные прошлогодние продажи. На рынке сейчас региональные компании за счет агрессивной рекламы отбирают доли рынка у федеральных, и наоборот. Вот и все. А стагнации как таковой нет.

– Влияет ли ограничение рекламы слабоалкогольных напитков на продажи?

– Конечно, влияет. Вообще, ситуация с этим странная. Пивным производителям разрешается рекламировать свои продукты после 22.00, а нам нет, хотя по крепости эти напитки идентичны. Это результат лоббирования интересов пивных производителей.

– Не собираетесь приобретать новые производства по слабому алкоголю?

– А зачем? Лично я не верю, что покупка конкурента пропорционально увеличит нашу долю на рынке. Сегодня сделать это можно только за счет грамотного развития менеджмента на местах продаж, агрессивного маркетинга и рекламной политики.

– Много на рекламу тратите?

– На 2006 г. запланировано $10 млн, из них 70% идет на пищевой дивизион.

– В другие сегменты пищевой промышленности не стремитесь?

– У нас серьезно развивается кондитерское направление. Планируем выпускать майонез и кетчуп. Но пока не торопимся с этим. Создавать такой же майонез, который у всех уже есть, – нам это неинтересно. Мы участвуем в тендерах Минобороны на поставки продуктов питания для военнослужащих и третий год снабжаем войска своей продукцией. Уже выполнено поставок на сумму более 200 млн руб. В этом году поставляем хлебцы, масло, сухое молоко, мясные и рыбные консервы.

– Как вы вышли на рынок недвижимости?

– Мы начали со строительства базы в Мытищах. Это был первый проект, когда компания сделала все своими силами. За 1,5 года мы построили большой складской и гаражный комплекс, два офисных здания, вложили в это около $15 млн. Здесь своя электроподстанция, газовая котельная, очистные сооружения, АТС. Все здания соединены подземными ходами. Если бы этот проект оказался неудачным, мы бы в дальнейшем, наверное, не пошли в этот бизнес.

– Ваша компания не прибегает к помощи “извне”? Даже услугами консультантов не пользуетесь?

– Пока потребности в них нет. Свои специалисты по аудиту, оценке, юридическим услугам у нас ничем не хуже, а наша компания “Экспертпроф-Аудит” имеет аккредитацию в государственных и частных организациях. Если же говорить о строительных работах, сегодня мы все же на 25% используем субподрядные организации.

– Назовите крупные проекты в сфере недвижимости.

– В 2004 г. мы начали строить бизнес-центр с гостиницей на Русаковской улице площадью 80 000 кв. м. Он уже готовится к сдаче. В Можайске идет строительство жилого комплекса. Первый дом почти сдан. Его общая площадь – 60 000 кв. м. В этом году начали возводить еще один бизнес-центр с апартаментами на Николоямской улице. Сумма инвестиций в этот проект – $25 млн. А в апреле приступаем к возведению делового комплекса и гостиницы на Большой Пионерской. Инвестиции по этому объекту – порядка $150 млн. Будем также возводить бизнес-центр площадью 84 000 кв. м на Таганской площади. На эту площадку планируем выйти в июне.

– Региональные проекты у вас есть?

– Мы выиграли тендер в Нижнем Новгороде, организованный Минобороны. Теперь строим на территории бывшего ракетного училища 200 000 кв. м жилья. Сейчас там идет закладка фундамента.

– Какова доля Минобороны в проекте?

– 15%. Причем уже через месяц мы купили квартиры для военнослужащих в других районах города. Просто боялись не успеть уложиться в сроки. Мы также готовимся к строительству в Нижнем Новгороде многофункционального комплекса на 165 000 кв. м, где расположатся офисный центр, выставочный павильон, концертный зал, торговые и развлекательные площади и гостиница на 200 номеров категории “4 звезды”. Проектированием комплекса занимается итальянская компания “Феррари Студио”. Планируем приступить к строительству через 1,5 месяца. Сейчас идет выбор участка. Общий объем инвестиций – около $200 млн.

– А что в других регионах?

– Подписан договор о сотрудничестве с правительством Астраханской области. Там мы к 2008 г. планируем построить более 1,5 млн кв. м жилья. Есть предложения из Калининградской области, но нам пока хватает и астраханских объемов. Строить в регионах сложнее. Там не хватает сетей. Многие жалуются на энергодефицит в Москве, однако тут есть хоть какая-то система, а в регионах она только начинает зарождаться.

– “Бородино” работает в разных сегментах экономики. Зачем вам это надо?

– Многие говорят, что это непрофильные активы. Я не согласен. У нас нет непрофильных активов. Мы владеем технологиями, и мы умеем управлять нашими активами. У нас, к примеру, нет ни одного убыточного завода. Когда два года назад мы купили Савеловский машиностроительный завод, он находился в состоянии банкротства. Мы выдержали атаки рейдеров всех мастей, в том числе и тех, кто занимает высшие строчки в рейтингах журнала Forbes. Уже через год он стал рентабельным, мы работаем с ведущими НИИ авиационной промышленности, предприятиями ОАК, “Тактического ракетного вооружения”. Начали экспорт не только в Африку и Китай, но и в Италию и Англию.

– Вы сосредоточились на авиастроении?

– Мы активно начали работать с автозаводами, металлургическими комбинатами, нефтяными компаниями. Делаем для них оборудование, для пищевой промышленности. В регионах успешно работают наши торговые дома. В Москве развивается сеть собственных магазинов “Продуктория” так называемой шаговой доступности, которые расположены внутри жилых микрорайонов. Инвестиции в открытие одного магазина составляют $250 000–500 000. До конца 2007 г. планируется открыть до 70 магазинов. У нас интерес к открытию сети своих магазинов связан с желанием продолжать развитие холдинга замкнутого цикла с собственным производством и сбытом. Этакая маленькая модель СССР.

– У вас же еще есть производство мини-нефтеперерабатывающих заводов.

– Спрос на них очень большой. Мы заключили договор с несколькими странами Африки на строительство 25 крупных комплексов.

– Вы собирались строить в Африке еще и пивные заводы?

– Да. Восемь заводов в Мали и Конго. Там мы выступаем в качестве руководителя проекта. Строительство будет вестись на деньги ЮНЕСКО, хотя часть инвестиций будет наша. Оборудование и проекты тоже будут наши. Мы будем участвовать и в самом строительстве.

– Вам, наверное, поступают предложения о продаже компаний?

– К нам обращались. Но у нас нет никакого желания продавать компанию. Для чего? Чтобы продать, получить деньги и опять что-то приобрести? По-моему, это нелогично.

– А IPO не собираетесь провести?

– Мы планировали провести IPO в начале этого года. Но подготовка занимает много времени. Нужно привести юридическую базу в порядок. Управленческую отчетность мы ведем своими силами, а публичное размещение акций на бирже для нас дело новое, поэтому все движется не очень быстро, но четко и основательно.

– Можете назвать новые сроки?

– Они сдвинулись на октябрь-ноябрь этого года. Планируем размещение на российской бирже, хотя условия здесь гораздо более жесткие, чем в том же Лондоне. Я не понимаю этого странного стремления многих заполучить западные инвестиции. Сейчас и в России много состоятельных инвесторов.

– Кто владеет “Бородино”?

– Группа физических лиц. Среди них я и Виктор Лапкин, гендиректор ЗАО “Бородино”. Скажу только, что иностранных граждан среди акционеров нет, как нет и офшорных собственников.

– А вы компанию не оценивали?

– По моим субъективным оценкам, она сегодня стоит более $1,5 млрд.