Минфин против скидок


До 2006 г. скидки были вне закона: компании считали их экономически оправданными расходами, а налоговики – нет. Чтобы прекратить споры, Госдума прошлым летом приняла поправки в Налоговый кодекс, которые разрешили уменьшать базу налога на прибыль, списывая на расходы скидки, “предоставленные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора”.

Ко всеобщей радости налогоплательщиков, эта норма начала действовать с нового года. “У нас не было сомнений в том, что нововведение касается как товаров, так и услуг”, – говорит менеджер Национальной логистической компании, которая оказывает транспортные услуги крупнейшим московским торговым сетям.

Но 2 февраля 2006 г. замруководителя налогового департамента Минфина Александр Иванеев выпустил письмо, которое запрещает пользоваться этой нормой компаниям, предоставляющим услуги. Иванеев ссылается на Гражданский кодекс, по которому продавец и покупатель являются сторонами договора купли-продажи. “А стороны договора возмездного оказания услуг – исполнитель и заказчик, про которых в Налоговом кодексе ничего не говорится”, – рассуждает Иванеев. На этом основании он делает вывод, что норма о скидках на услуги не распространяется. А значит, при расчете налога на прибыль компания должна учитывать выручку, как если бы заказчик оплатил услугу по обычной, а не по “специальной” цене.

Теперь сервисные компании, которые решили, что они вправе списывать скидки на расходы, могут столкнуться с налоговыми претензиями, прогнозирует адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. “Мы рассылаем информационные письма Минфина по налоговым управлениям на местах, инспекции обязаны следовать этим указаниям”, – подтверждает сотрудник налоговой службы.

“Скидки – очень важный инструмент борьбы за заказчика, ими пользуются все”, – сокрушается финансовый директор сети химчисток. Значительная доля дохода химчисток формируется не за счет клиентов-граждан, а за счет крупных заказов от железнодорожников, ресторанов, гостиниц, поясняет она: “Таким клиентам часто предоставляются серьезные скидки, чтобы привлечь к себе внимание, заинтересовать перспективного клиента, поощрять рост объема заказов”.

А скидок, которые предоставляют клиентам операторы связи, настолько много, что для их описания компании издают объемные справочники, рассказывает сотрудник “Ростелекома”. Он затруднился подсчитать, какова доля скидок в выручке его компании, но сообщил, что размер дисконта доходит до 20%.

Впрочем, письмо Минфина создаст проблему только тем компаниям, которые сначала отражают выручку полностью, а потом вычитают из нее расходы по скидкам, надеется сотрудник “Ростелекома”. “Если же отражать выручку сразу с учетом скидки, налоговых последствий не возникает”, – уверен он.

Воробьев тоже советует переписать договоры с клиентами так, чтобы в них фигурировала цена уже с учетом скидки. А если дисконт дается за выполнение каких-то условий – например, определенной величины заказа, – это надо предусмотреть в том же договоре, рекомендует Воробьев.