Программа для преемника


“Мы хотели бы замахнуться на то, чтобы до 2008 г. подготовить анализ экономической стратегии следующего президента”, – рассказывает Юргенс о новых задачах РИО-центра. Речь идет о том, чтобы собрать ведущих отечественных экономистов и выработать проект экономического развития страны. “Но наша задача не только описать консенсусную часть экономической стратегии, но и наметить несколько возможных сценариев развития России, – добавляет он. – Стратегия будет ориентирована на рыночную модель экономики, но с учетом российской специфики”. “Речь не идет о том, чтобы радикально отклоняться от нынешнего экономического курса, – добавляет Волин. – Но период с 2008 по 2012 г. – это тот момент, когда можно осуществить прорывные экономические реформы”. Кроме разработки экономической стратегии новые руководители РИО-центра собираются вести масштабный мониторинг национальных проектов.

Волин сравнивает обновленный РИО-центр с Центром стратегических разработок (ЦСР) образца 1999 г. Тогда ЦСР создавался как мозговой центр, генерирующий экономические идеи для премьера Путина, преемника президента Ельцина. ЦСР возглавляли Герман Греф, Дмитрий Мезенцев и Дмитрий Козак – выходцы из Санкт-Петербурга и близкие знакомые Путина. Главным достижением ЦСР стала стратегия социально-экономического развития России до 2010 г. Позже центр принимал участие в подготовке посланий президента Федеральному собранию, разработке национальных проектов, а ведущие эксперты ЦСР – Аркадий Дворкович, Олег Вьюгин, Алексей Улюкаев – заняли высокие посты в правительстве и администрации президента. “Мы хотим создать альтернативную ЦСР экономическую площадку, – говорит Волин. – Тем более что сейчас позиция ЦСР практически полностью совпадает с позицией Минэкономразвития”. “Мы тоже начинаем задумываться о том, какие проблемы могут быть интересны в 2008 г. и как будет выглядеть новая экономическая программа, – говорит научный руководитель ЦСР Ксения Юдаева. – Но в том, что создаются альтернативные центры, я не вижу ничего плохого. Чем больше новых идей, тем лучше”.

Юргенс утверждает, что свой замысел ни с Кремлем, ни с правительством не обсуждал, а единственный чиновник, который знаком с этой идеей, – Рейман. Но источник, близкий к новому руководству РИО-центра, говорит, что не против замысла Юргенса и первый вице-премьер Дмитрий Медведев.

Экономисты в проекте РИО-центра участвовать готовы, но не уверены, что власть воспользуется плодами их деятельности. “Даже если Юргенсу удастся привлечь к этому полезному проекту квалифицированных экономистов, возникает вопрос, будет ли востребована такая программа”, – говорит директор компании “СРП-экспертиза” Михаил Субботин. “Я всю жизнь пишу экономические программы и знаю, что это в любом случае помогает осмыслить положение страны, выработать полезные рекомендации”, – убежден президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, согласившийся участвовать в проекте Юргенса.

В 1999 г. под рукой у Путина был только ЦСР, но сейчас Греф утратил монополию на “экономическое программирование”, говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. “Совсем не обязательно, что кто-то в Кремле дает отмашку на подготовку таких проектов, – добавляет Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. – Запрос на разработку экономической стратегии очевиден, и борьба за то, чтобы получить генподряд, будет только усиливаться”. Источник, близкий к Кремлю, говорит, что такая конкуренция пойдет на пользу: “Чем больше вариантов экономической стратегии появится, тем лучше. Будет из чего выбирать”.