Смерть за файлы


Харрисон Форд благодаря Индиане Джонсу и капитану Соло из “Звездных войн” остается актером культовым. Печаль, однако, в том, что век киноактера, отдающего предпочтение боевым и приключенческим жанрам, пусть и не столь короток, как век футболиста, но тоже недолог. И м-р Форд – очередной тому пример. Лет пять назад стало вдруг ясно, что начали уходить великие герои боевиков. Надо было бы написать “звезды боевиков”, но актеры в приключенческих жанрах настолько плотно сливаются со своими персонажами, благо психологических изысков от них зачастую не требуется, что принципиальной ошибки мы не совершили. Первыми отбыли в тень Шварценеггер и Сталлоне. На очереди – вполне еще нестарые Мел Гибсон и Брюс Уиллис. (Мы говорим о первом ряде, к коему, вопреки заблуждению нашей аудитории, не относятся такие – по голливудским меркам – третьеразрядники, как Сигал или Ван Дамм.) Удержаться на экране, причем в гораздо более преклонных летах, удалось только Шону Коннери и Клинту Иствуду – первый обаятельный, а второй талантливый и к тому же интеллектуал, и оба могут изображать не одних только гениев зубодробления.

Форд – тоже хороший актер. Но сомнения при оценке “Огненной стены” возникают уже при взгляде на плакат. Форд напряженно на нас таращится, явно готовясь к какому-то порывистому героизму. Позвольте, не так ли он глядел с постеров “Игр патриотов” или “Президентского самолета”? Да так же. Разница лишь в том, что в “Президентском самолете” он спасал свою семью как президент Юнайтед Стейтс оф Америка – от гадких русских террористов. А тут спасает как начальник банковской службы компьютерной безопасности – от ворюг, которыми руководит Пол Беттани. Его люди захватывают в заложники семью Харрисона Форда (мы и сейчас не будем разделять актера и персонаж), требуя от него взломать компьютеры собственного банка и стырить сто миллионов американских у. е. Пол Беттани, надо заметить, даром что актер более молодой и не затасканный по съемочным площадкам, тоже работает на штампах – и тоже во многом определенных сценарием.

При всей вторичности “Огненной стены” из ее просмотра – как из просмотра любой картины – можно вынести позитивные выводы. Приятно уже то, что во второй по значению роли снялся упомянутый Беттани. Почему приятно? Потому что его, строго говоря, открыл публике и продюсерам Ларс фон Триер в “Догвилле”. Это значит, что фильмы фон Триера не столь уж и маргинальны, а подлинное киноискусство смотрят весьма многие: теперь Беттани – звезда, сыграл в “Уимблдоне” вместе с Кирстен Данст, а теперь появится в роли главного злодея (опять-таки) в потенциально главном кинохите года “Коде да Винчи”.

Далее, “Огненная стена” – пример нам: американская киноидеология последовательно подтверждает постулат, что защита собственной семьи важнее всего на свете. Ради нее можно (правда, временно) пожертвовать интересами нации, государства, полиции и даже – как в “Огненной стене” – клиентов банка.

В конечном счете забавно, что если персонажи Клинта Иствуда в вестернах Серджо Леоне мочили врагов, друзей и случайно примкнувших к ним шепиловых ради “пригоршни долларов”, “нескольких лишних долларов” и т. д., то теперь в кино мочат друг друга – до полной потери пульса – ради нескольких компьютерных файлов.

Но, увы, Индиана Джонс дрался эффектнее и веселее.