Трубы под запретом


Согласно предварительному решению Еврокомиссии для продукции Трубной металлургической компании (ТМК) будет установлена пошлина в 36%, а для Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) – 24%. Третий крупный производитель труб – Объединенная металлургическая компания (ОМК) не попала в поле зрения Еврокомиссии, поскольку предметом расследования были бесшовные трубы, которые ОМК не производит. Впрочем, ОМК не боится и расследования по своей продукции. “Объем поставок в Европу составляет всего 1/8 нашего экспорта в дальнее зарубежье”, – говорит представитель компании Александр Кастравец.

В марте 2005 г. ведущие европейские производители труб – Tenaris, Vallourec & Mannesmann (обе – Франция) и Dalamine (Италия) попросили Еврокомиссию провести антидемпинговое расследование в отношении российских конкурентов. В феврале оно было завершено, рассказал “Ведомостям” пресс-секретарь комиссара ЕС по торговле Питер Пауэр. Инициировать антидемпинговые расследования в ЕС имеют право компании, чья общая доля на европейском рынке – 25%. Обычно главное обвинение, которое они предъявляют, – продажа товара по цене ниже рыночной. Так было и в случае с трубниками.

Пошлины начнут действовать с июня 2006 г., сказал источник в Еврокомиссии. А по словам Пауэра, они установлены не только для России, но также для Украины (12–29%), Хорватии и Румынии. Впрочем, пока у российских компаний есть возможность подать апелляцию, а окончательное решение будет объявлено через несколько недель.

По данным Deutsche UFG, в 2005 г. российские производители поставили в ЕС 450 000 т труб на сумму $270–450 млн.

Решение Еврокомиссии несправедливо, уверен директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко. Российские трубы дешевле европейских максимум на 7%, и дешевизна достигается благодаря близости к сырью и наработанным за десятилетия технологиям. До сих пор европейские чиновники поощряли рост российского экспорта, в отличие от металла доступ труб на рынок не ограничен квотами. “Они просто не хотят иметь сильного конкурента”, – полагает Дейнеко.

Потеря европейского рынка для российских производителей не критична, отмечает аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. “Весь экспорт составляет пятую часть от выручки, а на Европу приходится около 30% экспорта, таким образом, весь европейский экспорт – не больше 5–6% общего объема выпуска”, – считает Пухаев.

В ЧТПЗ до окончания расследования от комментариев отказались. А представитель ТМК Сергей Ильин говорит, что европейский рынок для компании интересен и перспективен, поэтому для ТМК принципиально важно, чем закончится расследование. “При любых пошлинах – хоть 5%, хоть 36% – мы не сможем конкурировать, потому что рынок очень жесткий”, – говорит Ильин. Дейнеко надеется, что компаниям удастся переубедить Еврокомиссию. Появление сильных конкурентов, которые вырастают в развивающихся странах, например в Китае, неизбежно для Европы и им придется пойти на компромисс, заключает Ильин.