ВЕКТОР


Замедление роста рынка сотовой связи вынуждает операторов придумывать нестандартные тарифы для привлечения новых абонентов. Одним из первых этим озаботился московский “Мегафон”. Летом 2004 г. он запустил тариф Fashion, предназначенный для людей, работающих в мире моды. Есть у “Мегафона” и тариф “Студенческий” с включенным пакетом SMS. Для тех, кто использует сотовую связь для работы с Интернетом, есть тариф “Коммуникатор” с дешевым GPRS. “Вымпелком” в Северодвинске, где градообразующим предприятием является завод по выпуску подводных лодок, запустил тариф “Субмарина”. Он предназначен специально для работников завода и членов их семей и отличается низкой стоимостью внутрисетевых звонков. В Москве же оператор скоро введет специальный тариф для гастарбайтеров – именно эта часть населения мегаполиса, по мнению руководства оператора, сейчас не охвачена вниманием сотовых компаний. В МТС специализированный тариф пока один – “Джинс-Pepsi”, ориентированный на студентов. Но в ближайшем будущем компания собирается расширить линейку специализированных тарифов. “Это логичное маркетинговое поведение в условиях насыщающегося рынка”, – уверены в пресс-службе компании. Именно так. Ведь спецтариф придумали даже глухим. Для них “Билайн” запустил в Екатеринбурге тариф “Особый”. Зачем глухим телефон? Так в “Особом” SMS-сообщение стоит всего $0,01.

Структура собственности “Сургута” остается загадкой для инвесторов, но, по оценкам экспертов, 60–70% акций компании находятся на балансе собственных “дочек”. Это позволяет менеджерам, у которых официально нет и 1% акций, полностью контролировать “Сургут”. Покупка еще 5% может иметь цель увеличить число казначейских акций и через них получить полный 75%-ный контроль над компанией. Это отчасти может спасти ее от угрозы недружественного поглощения одной из госкомпаний – “Роснефтью”, “Газпромом” или “Рособоронэкспортом”.

Второй китайский фронт

Похоже, “АвтоВАЗ” поторопился сообщить общественности о планах приобрести бразильский двигательный завод Tritec Motors. Это СП DaimlerChrysler и BMW выпускает бензиновые моторы для Mini Cooper S объемом 1,6 л. Год назад к нему присматривалось прежнее руководство “АвтоВАЗа”. Новый менеджмент из “Рособоронэкспорта” решил возобновить переговоры. Они пройдут уже 10 апреля. Но даже близкие к “АвтоВАЗу” источники признают, что и эти переговоры вряд ли увенчаются успехом. Ведь “АвтоВАЗ” не является основным претендентом на покупку Tritec Motors, поясняет один из собеседников. Дорогу россиянам могут перейти китайцы: продажу Tritec Motors немецкие автогиганты обсуждают с Chongqing Lifan Group (производитель мотоциклов). Китайские автоконцерны уже грозятся отвоевать у “АвтоВАЗа” долю на внутреннем рынке легковых автомобилей. Так что поражение от них было бы вдвойне обидно. От разочарования “АвтоВАЗ” может спасти DaimlerChrysler. Представитель этой компании заявил, что она и BMW вообще не приняли пока решения о продаже Tritec Motors.

Каждому по тарифу

Загадочный “Сургут”

Вчера “Сургутнефтегаз” объявил о планах скупить на рынке 5% своих акций и заплатить рекордные дивиденды за 2005 г. – $1,3 млрд. По официальной версии, эти акции компания хочет направить на опционы для сотрудников. Но в это поверили немногие.

Но скупка может преследовать и иную цель. Сейчас 5% “Сургута” стоят $3,3 млрд, а значит, вместе с дивидендами за 2004 г. компании придется потратить почти половину своих накоплений, которые эксперты оценивают в более $10 млрд. Кто получит эти деньги, неясно. Из-за закольцованной структуры собственности невозможно отследить, у кого “Сургут” будет покупать акции – на рынке или у собственной структуры. Зато это может позволить менеджерам компании вывести часть накопленных средств перед возможной продажей. Отчасти это можно сделать и при выплате дивидендов – ведь если верить экспертам, 60–70% выплат получают структуры самой компании.