“Евросеть” не признает убыток


Неделю назад “Евросеть” сообщила, что Управление “К” МВД изъяло у нее 167 500 мобильных телефонов Motorola стоимостью $19 млн. Груз прибыл на Шереметьевскую таможню на самолете, зафрахтованном Motorola, и там был принят ООО “Евросеть Опт”. Телефоны успешно прошли таможенную очистку, но стоило машинам с грузом выехать за пределы Шереметьева, как они были арестованы милицией по подозрению в контрафактном происхождении трубок.

Вчера руководство “Евросети” заявило, что, хотя получателем груза была ее дочерняя компания, все убытки, связанные с конфискацией груза, лягут на Motorola. “Этот груз принадлежит им, мы только заплатили НДС и таможенную пошлину в размере 23% от стоимости груза, но, если правоохранительные органы не вернут нам телефоны, мы найдем способ взыскать уплаченные пошлины с Motorola”, – пообещал президент “Евросети” Элдар Разроев. В Motorola не стали комментировать это заявление. PR-директор российского подразделения Motorola по мобильным телефонам Кирилл Лубнин лишь напомнил, что партия “была поставлена компании “Евросеть Опт” в соответствии с заключенным между ней и Motorola прямым договором поставки, указанные телефоны были произведены на производственных мощностях Motorola за рубежом и предназначены для российского рынка”. Все российские сотовые дилеры работают с производителями телефонов на основе товарных кредитов – таким образом, расплатиться с Motorola за эту партию “Евросеть” должна была, лишь продав телефоны, указывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Тем не менее участники рынка и эксперты сходятся в том, что ответственность за груз в момент его ареста лежала на “Евросети”. “Телефоны принадлежали Motorola только до тех пор, пока на таможне они не были переданы “Евросети Опт”, – говорит Муртазин. “Производители телефонов и сотовые дилеры сейчас в большинстве случаев работают по системе СIP (Carriage and Insurance Paid)”, – рассказывает гендиректор московского офиса BenQ-Mobile Сергей Яковлев. Эта система предусматривает, что продавец товара доставляет товар названному им перевозчику и оплачивает расходы и страховку, связанные с перевозкой товара, до пункта назначения. А после доставки до пункта назначения покупатель принимает на себя все риски, связанные с товаром. При этом, отмечает управляющий партнер Divizion Павел Караулов, даже если груз был застрахован, страховщик вряд ли компенсирует продавцу стоимость конфискованных телефонов. “Арест телефонов произошел в результате действий третьих лиц, а не по вине ”Евросети” или Motorola”, – замечает Караулов.

Даже если убытки за конфискованные телефоны лягут на Motorola, это не отразится серьезно на ее финансовых показателях в России. По оценкам Муртазина, объем продаж мобильных трубок российского подразделения Motorola – $700 млн. Стоимость конфискованных телефонов составляет всего 3% от прошлогодних продаж. Для “Евросети” же отсутствие этих телефонов – удар по имиджу, ведь компания сейчас активно рекламирует, что у них в салонах можно купить телефон Motorola всего за 1200 руб. “В любом случае эта история неблагоприятно скажется и на поставщике, и на покупателе”, – резюмирует Яковлев.