International Paper продала лес за $6,5 млрд


На днях International Paper объявила о продаже 85% своей лесосеки в США на общую сумму $6,5 млрд. 3,8 млн акров на юге Америки и 440 000 акров в штате Мичиган будут проданы за $5 млрд группе инвесторов во главе с инвестфондом Resource Management Service. Еще 900 000 акров лесного массива в штатах Луизиана, Техас и Арканзас за $1,1 млрд приобретет группа инвесторов во главе с TimberStar. А неделю назад International Paper договорилась продать за $400 000 400 000 акров леса природоохранным организациям. При этом покупатели обязались поставлять лес на предприятия International Paper, сказано в пресс-релизе компании.

“Мы считаем, что продаем участки леса по очень выгодной для нас цене”, – цитируются в пресс-релизе слова гендиректора и председателя совета директоров International Paper Джона Фарачи. Продажа леса стала одним из пунктов программы по реструктуризации бизнеса компании, которая в IV квартале 2005 г. получила убыток в размере $77 млн, пишет канадская газета Financial Post-Canada. Теперь компания планирует сосредоточиться на производстве бумаги и бумажной упаковки, говорит аналитик Argus Research Уильям Селески. А аналитик J.P. Morgan Securities Клаудиа Шэнк полагает, что компания распродаст оставшуюся часть своих лесных массивов в США более мелкими партиями. От этих сделок International Paper может выручить от $800 млн до $1 млрд, говорит эксперт. Но полностью уходить из бизнеса по лесозаготовке компания не собирается, заявил Фарачи Financial Post-Canada. “У нас еще остаются значительные лесные массивы в Бразилии, которые мы продавать не собираемся”, – подчеркнул он.

“Финансовые проблемы компаний, работающих в Европе и Северной Америке, связаны с тем, что рынок в последнее время повернулся к Азии, где лес дешевле”, – говорит управляющий директор “Леспром Индастри Консалтинг” Алексей Богатырев. “Сосредоточиться на глубокой переработке International Paper решила потому, что здесь большая добавленная стоимость”, – резюмирует он. “International Paper – лидер целлюлозно-бумажного производства и избавляется от непрофильных активов – лесозаготовки и механической переработки леса”, – добавляет директор по развитию лесопромышленного бизнеса “Илим Палп” Дмитрий Чуйко.

Но в России заработать на продаже лесных участков невозможно, отмечает Богатырев, ведь у нас нет частной собственности на лес. Все участки арендуются, максимальный срок аренды по Лесному кодексу составляет 49 лет. Но даже если бы торговля лесом и была возможна, крупные компании стремились бы нарастить лесосеку, говорит Чуйко. Так, “Илим Палп” за последние восемь лет увеличил долю собственного сырья почти втрое с 18% до 52%. “Увеличивать количество собственного леса нас заставили сбои с поставками, так как многие контрагенты предпочитали продавать лес за границу”, – объясняет Чуйко.