Суд ушел от истории


В октябре 2002 г. мэр столицы Юрий Лужков оспорил в КС указ президента от 20 февраля 1995 г. “Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения”. Составление этого перечня без учета мнения регионов, считал Лужков, нарушало конституционный принцип разграничения полномочий. В декабре 2004 г. в КС ушла еще одна жалоба – на закон № 122-ФЗ, который позволил изымать “историческое” имущество из собственности субъекта без его согласия и равноценного возмещения. Ссылаясь на этот закон, федеральные власти потребовали от правительства Москвы безвозмездно передать им более 2 млн кв. м административных зданий, которые они арендовали на льготных условиях. Рассмотрение дела началось в марте 2005 г., но затем его отложили по просьбе столичных властей: была создана согласительная комиссия, а Юрий Лужков и глава МЭРТ Герман Греф даже завизировали предварительный протокол о разделе памятников.

С точки зрения федерального центра, проблема уже не актуальна. Как напомнил Михаил Кротов, к сегодняшнему дню порядок разграничения предметов ведения между центром и регионами детально отрегулирован, большая часть проблем в отношении культурного наследия снята, остальные можно решить в рабочем порядке – а решение КС может привести к пересмотру “уже состоявшегося разграничения государственной собственности”.

Представители московского правительства просили не прекращать разбирательства. По словам заместителя начальника правового управления Москвы Натальи Куличевой, к сегодняшнему дню комиссии удалось согласовать принадлежность большинства спорных объектов: из 1500 договориться не смогли только по 21. Федеральный законодатель за прошедший год попытался урегулировать спорные вопросы, соглашается она. Однако указ, на основании которого центр претендует на собственность регионов, никто не отменял: суды страны по-прежнему завалены исками, и там ждут, что скажет КС.

Но КС предпочел закрыть вопрос, заявив, что в условиях переговоров “рассмотрение данного дела считает преждевременным”. “Каждая сторона пытается использовать обращение в КС как дамоклов меч в спорах с оппонентом, – поделился источник в суде. – КС оказался в неудобной позиции и решил избавиться от роли пугала”. В правовом государстве огромное значение имеет внесудебное разрешение споров, посмотрим, что произойдет, время работает на нас, заявил спикер Мосгордумы Владимир Платонов.

Источник в правительстве Москвы утверждает, что по итогам работы согласительной комиссии стороны практически остаются при своих: за федеральным центром сохраняется немногим более 700 объектов, и это учреждения, которые занимают федеральные органы, посольства, а также другое имущество, связанное с “реализацией функций госуправления”. Москва сохраняет свое, в том числе Манеж, здание самой мэрии на Тверской, Гостиный двор, а также садово-парковые комплексы в Царицыне, Коломенском, Кускове. Главным предметом спора на сегодня остается городок имени Баумана. “КС фактически подтвердил, что переговорный процесс следует завершить – это и будет решением проблемы”, – говорит Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем.