Тюрак тюрака видит издалека


“Тюрак-театр”, в котором Мишель Лобю числится автором, директором, режиссером и исполнителем, мог бы запросто устроить обменные гастроли с Большим королевским академическим лиликанским театром драмы, оперы и балета, уже несколько лет показывающим спектакли в помещении московского театра “Тень”. Подобно лучшим друзьям и официальным российским партнерам Лиликании Илье Эпельбауму и Майе Краснопольской, лионец Мишель Лобю придумал страну, которую можно возить с собой в чемодане.

Конечно, в Лиликании, даром что ее обитатели в разы помельче тюракцев, культурные традиции богаче, а государственное устройство сложнее, но и в пустынных пейзажах и диких обитателях Тюракии есть свое обаяние. Да, там пока что нет ни оперы с балетом, ни даже самого захудалого королевского двора, жизнь проста и грубовата, а сюжеты, эту жизнь показывающие, честно говоря, еще не совсем сюжеты: в Тюракии так и не появился национальный драматург. Но скоротать с тюракцами часок-полтора всегда приятно.

Рождаются тюракцы буквально из чего попало: Мишель Лобю – настоящий старьевщик, театральный Плюшкин, подбирающий все, что выброшено другими за полной ненадобностью. Вот ржавые кусачки: они здорово похожи на птеродактиля, всего-то работы – крылья приделать. Вот стоптанный ботинок, к нему прикрутим рога, приставим сзади ведро – будет корова. Головы своих первых персонажей Лобю, как рассказывает сам, лепил из картошки: картофелина сушилась, скукоживалась и трескалась – получалось лицо. Теперь Мишель Лобю делает тюракцев из более прочных материалов, но картофельная родословная в этих корявых физиономиях по-прежнему читается.

Удовольствие от “Тюрак-театра”, естественно, совершенно детское, хотя французские журналисты и пишут, что спектакли Лобю – это “раздумья над иллюзорностью и материальностью”. Тюракцы, кажется, не особенно нуждаются в философских обоснованиях своей сценической жизни. Фокус просто в том, что вот эта несуразность почему-то движется и вступает в отношения с еще более нелепыми предметами. Причем отношения интересны Мишелю Лобю все-таки меньше, чем каждый из персонажей сам по себе: главное в этом театре – найти очередной башмак или прищепку и что-нибудь из них соорудить.

Тюракцы, наверное, могли бы разыграть что-нибудь из Сэмуэля Беккета – иногда даже кажется, что “четверо из Тюракии” ждут своего Годо. Понятно, однако, что он им совершенно не нужен.