Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области
– Может ли 22-летний Владимир Кириенко, сын главы Росатома Сергея Кириенко, сделать карьеру в региональной организации “Единой России”?
НИЖНИЙ НОВГОРОД – За последние несколько месяцев Кремль отправил руководить регионами уже трех ключевых игроков из команды московского мэра Юрия Лужкова. Георгий Боос возглавил Калининградскую область, Михаил Мень – Ивановскую, а Валерий Шанцев – Нижегородскую. Шанцев не согласен с мнением, что эти решения вызваны желанием ослабить позиции столичного градоначальника. В интервью “Ведомостям” нижегородский губернатор рассказал, чем хороши московские методы управления и как он их внедряет в своем регионе.
– Много ли удалось сделать за семь месяцев руководства областью?
– Задачи я себе ставил понятные – сформировать работоспособную систему управления Нижегородской областью. Такая система создана. Она, конечно, не является окончательной, мы ее постоянно корректируем. Второе: нужно было разобраться с основным нижегородским законом – законом о бюджете. Когда я стал губернатором в сентябре, отставание по доходам достигало 1,7 млрд руб. от плана 2005 г. Нет доходов – нет расходов. Нет расходов – нет социальной политики. Но нам удалось справиться с этим кризисным моментом – мы выполнили закон о бюджете-2005 и дополнительно получили еще 385 млн руб. Думать, куда их потратить, не пришлось – они ушли на доплаты пенсионерам. Одновременно надо было уже думать и о бюджете 2006 г. Я поставил задачу сверстать бездефицитный бюджет, потому что дефицит – это новая долговая яма, которая могла привести нас к финансовому краху. Три года назад область из донора превратилась в дотационный регион, причем цена-то вопроса была всего 1,5 млрд руб. Все из-за того, что никто не ставил себе задачу быть самостоятельным, самодостаточным, серьезным регионом, который не спрашивает у федерального Минфина по каждому вопросу разрешения.
– А вы поставили?
– Мы должны вернуться в строй регионов-доноров – не может Нижегородская область при таком потенциале просить деньги! Бездефицитный бюджет у нас не потому, что мы сократили социальные программы, а потому, что увеличили доходы на 30%, в то время как вся Россия – только на 15%. Мы разрабатываем стратегию развития Нижегородской области до 2020 г. с разбивкой на три периода – 2005–2010 гг., 2010–2015 гг. и 2015–2020 гг. Не потому, что соскучились по пятилеткам, а потому, что срок полномочий губернатора – пять лет и заксобрание, органы местного самоуправления тоже избрались на пять лет. Весь властный корпус должен свой срок отработать и отчитаться.
– И о чем вы хотите отчитаться?
– Мы должны в 2,5 раза увеличить среднюю зарплату, примерно в 2 раза увеличить пенсии и доплачивать из облбюджета всем, кто не имеет прожиточного минимума. Это касается и зарплаты, но тут путь будет другим. Многие предприятия региона пока не обеспечивают своим работникам достойной зарплаты. Их руководителей надо просто дисциплинировать. Нет такой работы, которая стоила бы сегодня 1000 руб. в месяц!
– Трудно руководить областью?
– Условия работы в Москве резко отличаются от регионов в лучшую сторону. Там нет такой разобщенности, единый бюджет, у правительства в руках все: земля, деньги, градостроительная политика, организационный ресурс. В Нижегородской области 48 районов, 28 городов, столько же городских или районных архитекторов. Все бюджетные деньги размазаны, причем в пропорциональном отношении. Последний мой разговор с главами районов был очень серьезным – все хотят только тратить бюджетные деньги, никто не хочет заниматься доходами. Я говорю: “Ребята, а кто же будет зарабатывать? Губернатор и правительство? Хорошо, я вас всех посажу на сметы, доказывайте, что ваши запросы обоснованны”. Вот нет этого в Москве, где 10 млн проживает! А у нас 3,5 млн, и все мы с растопыренными пальцами, самостоятельные.
– Когда можно будет говорить о каких-то результатах работы министерства инвестполитики Нижегородской области?
– Уже можно говорить. В 2005 г. в регион пришло $100 млн инвестиций, а сейчас по итогам всего двух заседаний инвестиционного совета и переговоров с инвесторами мы можем рассчитывать в 2006 г. на сумму порядка $600 млн. Например, IKEA строит в Кстовском районе области торговый комплекс “Мега”. “Лукойл” ведет реконструкцию Кстовского НПЗ.
– Есть и другие возможности для инвестиций, например Белбашское месторождение соли. Появились ли там инвесторы?
– Пока нет. У нас вообще много чего есть. Но надо понимать, что мы проходим стадию организации, создаем систему прохождения инвесторов, которые приходят к нам по собственной инициативе.
– Вы имеете в виду принцип “одного окна”?
– Все по-разному это называют. Мне один знакомый говорит: “Что вы, Валерий Павлинович, все в окно-то лазите? Дверь есть для нормальных людей”. В одно окно тоже можно приходить сто раз. Смысл в том, что администрация должна создать прозрачное поле для любого инвестора.
– Говорят, что нижегородскому мэру Вадиму Булавинову предложат пост в столице, а вы найдете нижегородцам другого градоначальника. Есть в этом доля истины?
– Я не занимаюсь этим вопросом никак. Мне сейчас некогда думать о том, чтобы кого-нибудь “съесть”. С мэром мы встречаемся раз в неделю, он мне задает вопросы, я – ему. Нет таких точек соприкосновения, где бы мы с Булавиновым боролись. Я этого себе не позволяю, Булавинов тоже. Другое дело, если ему действительно что-то предложат. Но он сам должен решать. Когда мне предложили, я согласился и сам сказал об этом Лужкову. И не я буду решать, кто будет мэром, а нижегородцы. Конечно, со мной будут советоваться, и в Москве будут решать, и на уровне Приволжского округа. Это будет коллективное решение.
– Считается, что исход ярких политиков из Москвы – это преамбула к смене столичного мэра, который будет уже из другой команды. Вы согласны?
– Нет. Юрий Михайлович Лужков пользуется огромным авторитетом в Москве, на всех выборах люди его поддерживают. Так что никаких оснований для разговоров о смене мэра Москвы нет и не будет. Тем более в такие сложные моменты: в 2007 г. выборы в Госдуму, в 2008 г. выборы президента. Москва – это непростой регион, чтобы его разменивать. Я бы не стал.
– Как региональный лидер “Единой России” довольны ли вы итогами выборов 12 марта?
– Доволен, “Единая Россия” здорово прибавила по отношению и к выборам в Госдуму 2003 г., и к муниципальным выборам 12 октября 2005 г. Но 44%, на мой взгляд, не предел. Слишком велик разрыв между районами области. Как ни странно, избиратели больше поддерживают “Единую Россию” там, где ниже экономические показатели, и наоборот. В Нижнем Новгороде, в благополучных Сарове, Выксе, на Бору руководители, видимо, расслабились, считают, что сама ситуация подвигнет людей на выборы. Нельзя успокаиваться! Выборы – это пик взаимоотношений населения и власти.
– Не знаю, насколько он талантлив. Он должен себя показать, зарекомендовать себя среди молодежи. На последних выборах его не было видно. Каждый человек должен пройти определенный путь. Одна лишь фамилия Кириенко ничего не значит. Думаю, и самому Сергею Владиленовичу этого не нужно.
– Началась ли совместная программа нижегородского правительства с московской компанией СУ-155 по расселению ветхого фонда Нижнего Новгорода?
– Началась. “Нижегородкапстрой”, где правительство владеет блокирующим пакетом акций, а остальными акциями – СУ-155, является уполномоченной компанией по ликвидации ветхого, аварийного фонда и расселению очередников. Программа рассчитана на всю область, но пока работа сосредоточена в Нижнем Новгороде. Компания уже начала работу из своих средств, занимается вместе с администрацией города проработкой детальных планировок всех микрорайонов, особенно в центре Нижнего Новгорода. “Нижегородкапстрою” уже выделено семь участков для строительства жилых домов для переселения. Строительство планируется начать в 2008 г. и ежегодно строить по 1,5 млн кв. м жилья. Ежегодно на эти цели будет выделяться 3 млрд руб. со стороны СУ-155.
– За последние годы в Москве были уничтожены многие старинные здания в центре города. На их месте появилась современная коммерческая недвижимость. Не пора ли снести нижегородский центр?
– Не знаю, откуда у вас сведения, что в Москве дико уничтожались памятники. Такой кампании не было. Например, большой спор произошел из-за Военторга, который якобы снесли. Этот объект построен в 1912 г. как торговый центр, но технологии торговли в начале XX в. и в начале XXI в. – разные вещи. Строительные конструкции, которые там находились, не могли выдержать современное технологическое оборудование, перекрытия надо было менять. В итоге сделан новодел: полностью сохранена архитектурная концепция, но внутри Военторг – это современный торговый объект.
Другой пример – гостиница “Москва”, которую снесли, чтобы на ее месте построить новую. Раньше номера этой гостиницы, находящейся, кстати, рядом с Красной площадью, были просто клоповниками, в которые стыдно было селить людей. Отсутствовал сервис, не было торговой зоны и парковок. Сейчас строится новая гостиница, которая внешне будет такой же, но внутри – более удобной, с подземным паркингом.
Если мы хотим сохранять памятники, в том числе в Нижнем Новгороде, то надо работать по нескольким направлениям. Первое – создавать музейные комплексы из домов прошлых веков с сохранением интерьера, утвари и быта. Второе направление – заключение охранных договоров с компаниями, которые намерены создать внутри таких зданий офисы или магазины. При этом сохраняется внутренний и внешний интерьеры. Периодически, как в Москве, в таких зданиях делается день открытых дверей: сюда могут прийти любые посетители, как в музей. Третье направление – жилые дома, которые ни под какие офисы приспособить нельзя. Это те дома, где невозможно сделать ни кухни, ни санузлы в каждой квартире, где все удобства на улице. Оставив определенное количество этих домов в качестве музеев, остальные нужно модернизировать и на их месте построить современный жилой комплекс. Наверное, в разных местах он должен быть разным. На окраинах могут быть повыше дома, в центре не должно быть высоких домов. Как правило, с архитектурой есть решение, когда сохраняется полностью фасадная часть, которая выходит на улицу, а задняя часть занимается уже современными архитектурными формами с общей крышей. Это выглядит красиво и в то же время современно.
Если бы мир не развивался, мы бы до сих пор жили в пещерах. Кстати, все, кто к нам приезжают из Москвы или из Казани, удивляются, почему в Нижнем до самого Кремля стоят обгорелые и разбитые “деревяшки” с заколоченными окнами. Правительство уже составило подробный реестр всех памятников, мы их обследовали и ни одного памятника зря уничтожать не будем. Нам так же, как и вам, дорога история Нижнего Новгорода, может, даже больше.
– Правительство хотело выявить инвесторов, которые приобрели участки не для строительства, а для перепродажи. Такие компании обнаружены?
– Их полно. Тот же самый “Нижегородкапстрой” уже весь центр Нижнего Новгорода проанализировал и выяснил, что только 20% заявленных инвесторов способны строить. У них есть бумаги от мэрии о выделении земли, но согласований – никаких.
– Вы прекратили действие этих договоров?
– Мы ничего не прекращали. Если договор не согласован и не реализован, то документ считается просроченным и недействительным, продлению он не подлежит. У мэрии уже нет функции выделения земельных участков. Если она выпустит новый документ, то нарушит областной закон, который был принят заксобранием с моей подачи в сентябре прошлого года. Однозначно могу сказать: если у кого-то есть желание продолжать работу, подкрепленное инвестиционным ресурсом, его возьмут в путь, потому что инвестиции лишними никогда не бывают.
– Говорили ли вы с Олегом Дерипаской о его планах прекратить производство “Волг” на Горьковском автозаводе (ГАЗ)?
– Я встречался с Дерипаской. Мы обсуждали перспективы развития ГАЗа, наши совместные действия для их достижения. Производство “Волг” мы с ним не обсуждали, потому что я еще раньше выяснил на заводе, что никто не прекращал и не собирается прекращать производство “Волг”. Более того, сейчас этот автомобиль развивают, ставят на него новые двигатели DaimlerChrysler, улучшают интерьер, дизайн. Без легкового автомобиля класса D ГАЗ существовать не может. Но только надо модель сделать конкурентоспособной и комфортной, потому что если оставить ее такой, то в перспективе никто ее покупать не будет и она просто “умрет”. Перспективы “Волги”, коммерческого легкого грузовика, спецтехники, автобусов очевидны и понятны. Все проработано до 2011 г. Руководитель “Базового элемента” и соинвесторы вкладывают более $1 млрд в новый модельный ряд, конкурентоспособный, адекватно отвечающий в том числе и на вход России в ВТО.
– Область владеет акциями многих предприятий. Как вы считаете, какие пакеты необходимо сохранить, а какие продать?
– Я считаю, что власть сама не должна заниматься бизнесом и никакой экономикой конкретно, за исключением акционерных обществ и государственных унитарных предприятий, которые решают социальные вопросы. Все непрофильные активы, не являющиеся социально важными, правительство выставит на продажу. В первую очередь это хладокомбинаты, хлебопекарные производства, предприятия машинотехнического комплекса.
– Правительство решило привлечь инвесторов для создания новой авиакомпании. Кто наиболее реальный претендент на партнерство в этом проекте? Кто будет строить грузовой логистический центр аэропорта?
– По развитию аэропорта к нам поступило очень много предложений. Сейчас мы их систематизируем, изучаем и скорее всего объявим конкурс. Предложения разные, все по-разному оценивают перспективы развития аэропорта. Но нам нужны кардинальные решения. Создавать компанию из 10 самолетов – бессмысленная затея. Эта идея звучала из уст многих чиновников, но вряд ли мы будем так делать. Я думаю, развитие международного аэропорта “Нижний Новгород” более важно, в том числе и для центральной части России, чем организация перевозки 10 самолетами. Наш аэропорт не приспособлен даже для выполнения функций запасного аэродрома, а должен дополнять “Домодедово”, “Внуково” и “Шереметьево”. Весь восток России сейчас едет в Москву, чтобы отправиться в другие страны. А почему бы не приехать в Нижний Новгород, а не в московскую толкучку и отсюда поехать дальше? Для этого нужен хороший стратегический партнер – такой же, который сегодня во “Внуково” работает. Здесь можно и нужно развивать и грузовые перевозки. Сегодняшние складские мощности в аэропорту могут переработать лишь 50 т грузов в сутки. А надо иметь терминал на 5000 т.
– Кто наиболее реальный претендент на строительство грузового терминала?
– Есть предложения и от англичан, и от немцев, и от российских компаний, в том числе и от “Базэла”, который в Краснодаре занимается авиаперевозками. Есть предложения от ряда московских компаний, которые серьезно занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками.
– Вы заявили о необходимости увеличить число нижегородских товаров в торговых сетях. Какие меры будут приниматься в отношении организаций, которые откажутся это делать?
– Будут приниматься только законные меры. Мы заботимся прежде всего даже не о деньгах, не о бизнесе, не о доходах, а о здоровье нижегородцев. В прошлом году низкопробным контрафактным алкоголем, который продавался в наших магазинах, отравилось более 35 000 нижегородцев и около 1000 умерло. Как обеспечить качество этой продукции? В нашей области мы можем прийти на любой ликероводочный завод, спиртзавод и проконтролировать качество. Это в наших силах. Если водку привезут из Беслана или Хабаровска по дешевке, оптовик получит максимальную прибыль, а мы – контрафактную продукцию. Это никак проконтролировать нельзя. Я в каждый оптовый склад не залезу, а тем более в каждый магазин, чтобы проверить каждую бутылку. В Москве эта система отлажена. Есть собственные марки, которые выдаются после предварительной выборочной проверки поставленной партии. И то это считается незаконным, все время пытаются отменить это дело.
– “Лукойл” доминирует на рынке нефтепродуктов области. Будете ли вы принимать какие-то меры для демонополизации этого рынка?
– Не буду. Это невыгодно области. Различного рода манипуляции с так называемым антимонопольным законодательством приводят только к появлению компаний “Рога и копыта”, у которых нет производства, складской базы. Они, как посредники, где-то перекупают любой товар, например нефтепродукты. Это приводит к тому, что у нас в области продается 46% контрафактного дизельного топлива и 26% контрафактного прямогонного бензина. С прямогонным бензином борются все. К сожалению, Нижегородская область оказалась самым главным потребителем этого топлива. Сейчас правоохранительные органы по моему поручению выясняют, как эта продукция попадает на АЗС. Области выгоднее работать с Кстовским НПЗ, который находится на нашей территории и все технологические процессы на нем можно проконтролировать. Зачем мы будем травить людей ради мнимого создания многопольной системы? У нас 700 поставщиков, из них 589 барахло поставляют.
– А почему бы не привлечь другие крупные нефтяные компании?
– Никто им не мешает приходить сюда. Но ко мне ни разу ни одна крупная компания не обращалась.